Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Арабская культура

Арабская культура и ее влияние на Европу

Рейтинг:   / 87
ПлохоОтлично 

   Средневековая культура стран Ближнего Востока может быть названа «арабской» только с рядом оговорок. Она не была культурой, созданной только арабами, хотя они принимали большое участие в создании ее. Арабская культура явилась результатом активного взаимодействия многих цивилизованных народов халифата, которые восприняли арабский язык как орудие культурного творчества. Таким образом, термин «арабы» в культурном отношении условен и покрывает не только арабов, но и персов, греков, сирийцев, евреев, коптов, берберов и вестготов, писавших и говоривших по-арабски.

  Культурная деятельность народов халифата составляет весьма важное звено в исторической цепи развития мировой культуры. Арабы сыграли выдающуюся посредническую роль: они восприняли древнегреческую культуру, дополнили ее рядом весьма крупных достижений и передали Европе. Сирийские философы и медики выступили в VIII—IX вв. первыми посредниками между арабами и древнегреческой наукой. При халифе Мамуне (813—833 гг.) широко развернулась деятельность по переводу древнегреческих научных и философских сочинений на арабский язык. Одновременно, перекрещиваясь с греко-сирийским влиянием, шло индо-иранское влияние. Предание относит ко времени Мансура (754—775 гг.) переводы основных сочинений Галена, Гиппократа, Птолемея и Эвклида. В течение IX—XI вв. ученым халифата стали хорошо известны труды Аристотеля, Платона и неоплатоников. К XI в. арабы не только вполне усвоили, но и значительно расширили и углубили научные достижения греков в области анатомии, физиологии и зоологии, а также астрономии и математики; в области географии арабы широко разработали греческое учение о матических поясах (зонах) и особенно о влиянии климата на  культурное развитие народов. Это учение изложено у выдающегося географа Якута(1179—1229 гг.) и глубоко обосновано у Ибн-Халдуна (1322—1406 гг.). Первый тесный контакт арабской культуры с западноевропейской имел место в период крестовых походов,  во время которых арабы показали свое бесспорное культурное превосходство.

   Но более непосредственное и длительное влияние арабской культуры на Западную Европу шло через Кордовский халифат. Культура этого государства была самой высокой и передовой в Западной Европе. В мусульманской Испании мощными рассадниками знания и очагами развития культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гренаде, в которых, помимо богословия и правоведения, успешно преподавались астрономия, математика, химия и медицина, а число учащихся исчислялось тысячами. Гренадский университет, основанный в середине XIV в., видел в своих стенах немало кастильцев, провансальцев и других европейцев. Халифская библиотека в Кордове в X в. Насчитывала около 400 тыс. томов.

   Арабы разработали учение о сферичности земли. Это учение в 1410 г. появилось в латинском переводе и оказало непосредственное влияние на Колумба. Астрономические сочинения испанских арабов легли в основу европейской астрономии. Астрономические таблицы, приписываемые Альфонсу X (в XIII в.), были результатом арабских наблюдений и вычислений. Астроном Заркали (1029—1087 гг.) был выдающимся астрономом-наблюдателем и усовершенствовал астролябию. Его сочинение в латинском переводе цитировал Коперник. Арабские названия звезд в современной астрономии свидетельствуют о заслугах арабов в этой науке. Алгебра, тригонометрия и аналитическая геометрия были основаны арабами. Арабские математики восприняли от индусов и, усовершенствовав, передали европейцам цифры, которые до сих пор известны под названием «арабские цифры»; они же ввели новую цифру — ноль, что позволило изображать любое число цифрами. Арабские медики, среди которых были четко разграничены специальности терапевта, хирурга и окулиста, дошли до представления об инфекции как причине многих болезней. Арабский хирург Захрави (умер в 1013 г.) считал вивисекцию необходимым условием для развития научной медицины. Латинские переводы его работ по хирургии издавались в Западной Европе до конца XVIII в. служа учебным руководством для студентов и пособием для врачей. Самым выдающимся философом раннего средневековья был араб Ибн-Рушд (1126—1198 гг.), известный в Западной Европе под именем Аверроэса. Его комментарии к Аристотелю оказали сильнейшее влияние на западноевропейскую схоластическую  философию и науку. О культурном воздействий арабов на Европу свидетельствует ряд научных терминов и бытовых слов, усвоенных всеми европейскими языками из арабского, - алгебра, алхимия, альманах, алкоголь, логарифм, цифра, зенит, тариф, диван, амулет и т. д.

   Арабская наука, в отличие от средневековой европейской, развивалась не столько под влиянием религии и церкви, сколько для удовлетворения потребностей и интересов халифов или феодальных мусульманских князей. Эта наука была, таким образом, более светской и ее представители обладали большей свободой ручного исследования, чем современные им европейские ученые. Значителен был также вклад арабоязычных народов в мировую культуру и в области художественной литературы, поэзии и музыки. Помимо уже упоминавшихся сказок «1001 ночи», арабский Восток создал ряд других беллетристических произведений: рыцарские романы, вроде популярного романа об Антаре; нравоучительные повести («Калила и Димна» и др.), хорошо известные даже грамотеям древней Руси; юмористические новеллы (так называемые макамы), наконец, бедуинскую, позже рыцарскую поэзию, оказавшую большое влияние на творчество провансальских трубадуров XII—XIII вв.

   Арабы восприняли от китайцев способы изготовления бумаги и пороха, которые они потом передали европейцам, на что указывает Энгельс1.

1 См. Маркс и Энгельс, Соч., т. ХI, стр. 412.

 

 

Список материалов сайта