Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

значение монастырей

Бенедикт Нурсийский

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Монастыри появляются впервые на Востоке — в Сирии и Египте — около IV в. Это были общежития людей, уходивших из городов, подальше от мирских соблазнов, «в пустыню», где можно было вернее «спасти душу». «Монастыри были ненормальными общественными организмами, в основе их лежало безбрачие» 1. В эпоху всеобщего развала, когда беспокойная жизнь в миру утрачивала привлекательность даже для многих представителей имущих классов, монастыри начинают пользоваться успехом. Наиболее известными основателями монастырей на Востоке и первыми создателями монастырских уставов были Пахомий и Василий Великий.

 

   Руководящие церковные круги поняли значение монастырей для укрепления материальной мощи церкви и поднятия ее морального авторитета. Суровая монашеская дисциплина, вполне действенная на первых порах, формировала сплоченные коллективы людей, не имевших других интересов, кроме интересов церкви, своего рода боевые отряды «воинствующей церкви». Недаром объединение монахов носило название «схола», т. е. военный отряд, а жизнь в монастыре обозначалась военным термииом «militare» (быть на военной службе). Монастырские уставы требовали послушания и смирения, т. е. беспрекословного подчинения монахов приказам их начальства, отказа от личной собственности, которая поступала в распоряжение монастыря, и обета безбрачия.

Бенедикт Нурсийский

Устав Бенедикта Нурсийского (главного основателя монастырей на Западе), принятый всеми западноевропейскими монастырями раннего средневековья, включал в себя еще один важный пункт, имевший известное значение для превращения монастырей в очаги феодальной культуры. Согласно уставу, повседневным занятием монахов, помимо молитв, должен быть физический или умственный труд — последний в виде чтения и переписывания книг. Благодаря этому монастыри, отнюдь не ставя перед собой задачу сохранения остатков античной литературы, оказались способными, как бы мимоходом, решить эту задачу. Уже в монастыре Монте-Кассино, основанном самим Бенедиктом Нурсийским, вскоре создалась библиотека из книг, переписанных монахами, где наряду с церковными произведениями имелись и античные авторы.

Итак, IV—V вв. завещали последующей эпохе не только элементы культуры, которые были необходимы нарождающемуся классу феодалов для обеспечения его господства, но и организационную форму, обеспечивавшую сохранение и соответствующую переработку этой культуры. Появление в эту эпоху монастырей было тем более своевременным, что уничтожение культурных ценностей павшего античного мира принимало все более широкие размеры.

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 131.

Список материалов сайта