Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Чашники

Чашники и табориты

Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 

   Прага сделалась центром умеренного гуситства, которое было заинтересовано, главным образом, в секуляризации церковных имуществ и национально-церковной реформе и опиралось на зажиточных горожан и дворянство. Сторонники этого течения назывались чашниками, или подобоями, так как они выставляли одним из своих требований причащение под обоими видами (по-латыни их называли утраквистами).

   В южной Чехии началось движение, выдвигавшее преимущественно социальные требования. Оно захватило трудящиеся классы деревни и города — крестьян, ремесленников, горнорабочих. Сектанты этого направления приступили к организации угнетенных масс. Центром крайних гуситов был город Табор, отчего это крыло гуситства получило название таборитов.

Табориты предъявляли гораздо более радикальные требования как в отношении церковного преобразования, так и в отношении социальных реформ. Они отрицали почитание мощей и икон, «таинства», почитание святых. В то же время проповедники таборитов говорили о греховности требования церковью барщин и оброков. Папские крестьяне бежали в Табор. К таборитам примкнули таже некоторые разорившиеся мелкие рыцари, опытные в военном деле, так как многие из них служили в наёмных войсках.

   В Таборе началось вооружение народных масс, для того чтобы вступить в решительную борьбу за отстаивание своих интересов. Это вызвало тревогу среди панов, которые сначала симпатизировали реформе, обещавшей им захват церковных земель, и они начали склоняться на сторону немцев.

   Летом 1419 г. дело дошло до открытых революционных выступлений. В Праге началось восстание ремесленников, которое приняло характер иконоборства. Стали громить церкви и монастыри, уничтожать предметы католического культа. Пражский городской совет, враждебно настроенный к гуситскому движению, заперся в ратуше, которая была взята народной толпой; ратманы были выброшены аз окон. Движение вскоре охватило большинство чешских городов. Городские советы, состоявшие, главным образом, из состоятельных немцев-католиков, разгонялись и заменялись гуситскими. Начался разгром монастырей и изгнание монахов. Католических священников стали прогонять из приходов и приступили к введению богослужения на национальном языке.

   В этом же году умер король Вацлав, и чешский престол должен был перейти к его брату, императору Сигизмунду. Но большинство чешского населения отказалось признать его как врага и убийцу Гуса. За него стояли католическая немецкая церковь, часть чешских крупных землевладельцев, в большинстве онемеченных, патрициат чешских городов, также в большинстве немецкий, и владельцы рудников.

   Католической немецкой партии противостояла гуситская партия, два крыла которой в процессе разраставшегося революционного движения стали все более расходиться. Это были, во первых, чашники, объединявшие то, что Энгельс называл в применении к крестьянской войне в Германии «бюргерской оппозицией», т. е. средние городские слои, средних купцов, зажиточных ремесленников. Сюда же примыкала часть дворян и Пражский университет. Эти круги выставляли требование национальной церкви, приспособленной к религиозным понятиям буржуазии; они добивались, по выражению Энгельса, дешевой церкви; одним из их главных требований была секуляризация церковного имущества.

   Другое, левое крыло гуситов, табориты, состояло из мелких ремесленников, крепостных крестьян и мелких арендаторов, жестоко экспортировавшихся немецкими и чешскими помещиками. К движению примкнула и городская беднота, горнорабочие и, наконец, часть мелкого дворянства. По широкому участию крестьянства и по своим антифеодальным требованиям движение таборитов должно быть поставлено в один ряд с великими крестьянскими войнами — с Жакерией и восстанием Уота Тайлера.

   Но табориты представляли собой разные социальные круги, и среди них не было единства. Интересы мелкого дворянства направлялись в сторону захвата крупных земельных владений церкви. Крестьяне требовали прежде всего отмены крепостного права и крепостных повинностей. Среди деревенской бедноты, горнорабочих и городской бедноты имело широкий успех требование отмены частной собственности и введения общности имущества.

   Вождем правого крыла таборитов был знаменитый полководец Ян Жижка, участник сражений при Грюнвальде и Азенкуре. Он жестоко преследовал коммунистические течения в среде таборитов. В 1421 г., по его приказанию, был сожжен наиболее видный вождь коммунистического крыла Мартин Гуска. Жижка истребил секту адамитов, крайних сектантов, отрицавших все догматы, церковные «таинства» и обряды, проповедовавших, что человек — одно с богом и что все человеческие естественные влечения не греховны, как учила церковь, а божественны по своей природе. Истребляя эти наиболее революционные элементы в среде таборитов, правые табориты ослабляли движение и суживали его социальную базу.

Список материалов сайта