Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Возрождение

Черты эпохи Возрождения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Таким образом, расчет торжествует победу не только в области хозяйства, но и в сфере искусства. Эти черты эпохи Возрождения, связь между хозяйством и культурой, обнаруживается далее, в том значении, которое придается теперь природе. Феодальный мир, покорно подчиняясь слепой стихии природы, как правило, не любил и не ценил ее. Церковь учила, что земля - это "юдоль плача и страданий", человек на земле - "преходящий путник", "лампада, поставленная на ветру". Человеческое тело хотя и не провозглашалось официально, как у катаров, "сосудом дьявольским", но все же рассматривалось как нечто греховное, во всяком случае не заслуживающее внимания. Все явления, происходящие в природе (бури, наводнения, засуха и т. п.) и в человеческом теле (болезнь, смерть), рассматривались как результаты вмешательства бога, выражение его воли, кара за грехи.

 

   Итальянский буржуа XIV-XV вв., рационализируя свое хозяйство, стремится рационально понять и природу. Принцип расчета не допускает вмешательства какой-то потусторонней силы, путающей все карты; купец и промышленник заинтересованы в том, чтобы познать природу и человека, извлечь из этого познания выгоду, приобрести возможность предвидения. Понимание природы становится, таким образом, вполне светским; оно освобождается от прежней примеси "божественного", религиозного. В пределах видимого мира для бога уже не оказывается места, и этот мир начинает рассматриваться как система явлений и вещей, находящихся между собой в определенном причинном взаимодействии. Впоследствии, в XVI-XVII вв., победа светского миропонимания приводит в науке к возникновению систем Галилея, Джордано Бруно, в которых богу отводится либо второстепенное место, либо никакого. Так подготовляются успехи естествознания, которые были бы невозможны без освобождения человека от гнетущего, притупляющего ум влияния религии.

Список материалов сайта