Узнайте цены на лечение грыжи в Челябинске в центре восточной медицины "Тибет".

Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Юлий Цезарь о древних германцах

Древние германцы в эпоху Юлия Цезаря

Рейтинг:   / 30
ПлохоОтлично 

Юлий Цезарь изображает современных ему древних германцев живущими в родовом строе, родовыми поземельными общинами с низким уровнем земледель­ческой техники, с преобладающим развитием у них скотоводства. «Земля у них не поделена в частную собственность, — говорит он о свевах, — и им нельзя оставаться более года на одном месте». То же говорит он и вообще о древних германцах: «Никто у них не имеет точно отмеренного участка поля или владения в частной собственности, но должностные лица и вожди ежегодно отводят родам и объеди­нениям живущих вместе свойственников землю, где и сколько ока­жется нужным, и через год побуждают переходить на другое место».

 

Мы видим у древних германцев низкое развитие производительных сил в земледелии; недаром говорит Юлий Цезарь, что древние германцы «не особенно усердно занимаются земледелием» («agriculturalnonstudent»). Это — переложное земледелие, связанное с частыми переменами участков под пашней и забрасыванием земли под залежь. При этом оказывается необходимым переносить в новые места и самые жилища, быть может, целые деревни и, во всяком случае, отдельные строения, связанные с обработкой пашни, часто сменяемой. Дерев­ни были населены, по-видимому, целыми родами, а обработка земли велась, как можно предполагать из слов Юлия Цезаря, не отдель­ными, индивидуальными семьями, но более крупными родовыми объединениями, быть может, так называемыми большими семьями, т. е. целыми домовыми общинами.

С родовым строем было тесно связано широкое развитие гостепри­имства у древних германцев. Юлий Цезарь рассказывает, что «оскорбить гостя германцы считают грехом; по какой бы причине ни явились к ним гости, они защищают их от обиды, считают неприкосновен­ными, предоставляют в их распоряжение свой дом и разделяют с ними свою пищу».

Кроме примитивного подсечного, или залежного, земледелия, у древних германцев эпохи Юлия Цезаря было сильно развито скотоводство, на что указывает описываемый Юлием Цезарем состав пищи древних германцев: они питаются, главным образом, молоком, сыром и мясом, гораздо ме­нее хлебом. Много времени германцы отдают и охоте.

Все это создает большую подвижность населения, легко снимаю­щегося со своих мест в минуты военной опасности. Цезарь не раз описывает, как при походах его за Рейн ближайшие германские племена снимались со своих населенных мест и уходили в самые от­даленные пределы, пряча по лесам своих близких и свое имущество и тем затрудняя для римлян военные действия. Но все же древние германцы, занимавшиеся в основном скотоводством и отчасти земледелием, были относительно оседлы, строили, хотя и несовершенные, дома, располагавшиеся деревней (vicus), и имели постоянные укреплен­ные места (oppida), куда укрывались со своим скотом во время более' мелких военных столкновений.

Такие столкновения были, по-видимому, довольно часты. Юлий Цезарь говорит, что «разбойничьи набеги, раз они ведутся вне пределов самого племени, не считаются позором и выдвигаются в качестве средства для упражнения юношества и против праздности». Неда­ром называет он сугамбров «вскормленными в войне и грабежах». Вот как картинно описывает Юлий Цезарь набор атаманами от­дельных, частных отрядов для таких набегов: «Когда кто-либо из вождей в народном собрании вызовется быть предводителем и при­гласит следовать за собой, подымаются те, кто одобряет и предприя­тие и вождя, и обещают свою помощь при всеобщих приветствиях; те из обещавших, которые не последовали за вождем, считаются дезертирами и изменниками и лишаются впоследствии всякого доверия».

Родовой строй древних германцев

Родовой строй древних германцев, описываемый Юлием Цезарем, характеризуется отсутствием общественных классов. Цезарь прямо говорит, что у них существует социальное равенство: «Каждый видит, что в иму­щественном отношении он равен самым могущественным людям». По его словам, у древних германцев благодаря отсутствию частной собственности на землю «нет страсти к расширению частных земельных владений, в результате чего более сильные прогоняют обычно с их владений более слабых; нет у них и страсти к деньгам, порож­дающей партии и столкновения». Несомненно, что в основе этих моральных поучений Цезаря лежат наблюдавшиеся им реальные особенности родового общества. Указывает Цезарь и на слабое развитие у древних германцев торговли, которая сводится лишь к продаже награбленного и военной добычи.

Германцы не представляли собой к эпохе Цезаря какого-либо проч­ного единства. Даже отдельные племена «в мирное время не имели никакой общей правительственной власти»; каждое подразделение племени, носящее, очевидно, характер крупной родовой органи­зации, имело своих отдельных вождей, какими являлись родовые старейшины (maioresnatu), главная функция которых, по словам Цезаря, чисто судебная. Верховная власть принадлежала народ­ному собранию. Лишь во время войны избирались военачальники, обладавшие правом   карать смертью.

 

 

 

 

Список материалов сайта