Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Византия VI-XI вв., и южные славяне

ПОИСК ПО САЙТУ

Иконоборчество

Эпоха Исаврийской династии, Иконоборчество

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

 Положительное значение этих преобразований, которые шли незаметно и вряд ли могут быть приписаны законодательной деятельности какого-либо определенного императора, сказалось с особенной силой в VIII в., когда к власти пришла Исаврийская династия.

    Конец VII и начало VIII в. были временем непрерывной анархии и дворцовых переворотов. За 22 года сменилось шесть императоров. Именно тогда устанавливается обычай при свержении императора отрезать ему нос или выкалывать глаза, чтобы сделать невозможным его возвращение на престол. В период анархии необычайно усилилась опасность со стороны арабов. Византия снова стояла перед угрозой гибели.

Император Лев III

В этой обстановке к власти пришел император Лев III (717—741 гг.), родом из Исаврии (в Малой Азии), выдвинутый новой военно-служилой знатью одной малоазийской фемы, где он был стратиотом, т. е. главою военного и гражданского управления.

   Льву III пришлось начать свою деятельность с обороны Константинополя от арабов, осадивших столицу с суши и с моря. Еще во время предшествующей арабской осады, в 687 г., существенную помощь осажденным оказал изобретенный в Византии пороховой состав, так называемый греческий огонь, горевший и на воде. В 717— 718 гг. Льву III удалось с помощью греческого огня сжечь значительную часть арабского флота, а затем разгромить и остальные их силы.

   Однако избавление от грозной опасности не устраняло необходимости в коренных реформах. Эту необходимость прекрасно сознавали сами правящие круги, напуганные долгими годами анархии и территориальными потерями Византии. Успех реформаторской деятельности Исаврийской династии был обусловлен и существенными изменениями в составе господствующего класса. К VIII в. крупное светское землевладение старого типа было почти разрушено. Из крестьянской общины выделяются новые землевладельцы — властели, или динаты, которые организуют крепкие хозяйства феодального типа, округляют и увеличивают свои владения путем приобретения крестьянских и стратиотских наделов. С этой средой тесно связана и новая военно-служилая знать. Эти новые элементы господствующего класса неприязненно смотрели на высшее духовенство и монашество, сохранившие и даже приумножившие свои земельные богатства. В VII в. около половины лучших земель было сосредоточено в руках церкви и монастырей. Монастырское землевладение было к тому же привилегированным. Императоры щедро жаловали монастырям грамоты, освобождавшие их от повинностей и налогов (так называемая экскуссия, соответствующая западно¬европейскому иммунитету). Непомерное разбухание церковно-монастырского землевладения ослабляло государство, лишало его важных экономических ресурсов и заставляло усиливать налоговое обложение светского и в частности стратиотского землевладения,

   Исаврийские императоры, ставленники новой знати, естественно, обратились в сторону церкви для изыскания средств, без которых ни военная, ни административная реформы не были возможны. Борьба правительства против монастырского землевладения и привилегий приняла форму иконоборчества—борьбы с почитанием икон. Монастыри были центрами производства икон и извлекали особенно большие доходы из паломничества масс на поклонение особо чтимым иконам. Таким образом, эдикт императора Льва против иконопочитания был прямым ударом по доходам и могуществу монастырей.

   Правительство имело для своей иконоборческой политики и другие основания. Среди народных масс, особенно в Малой Азии, на почве оппозиции к существующему угнетательскому строю получила широкое распространение ересь павликиан, представлявшая видоизменение дуалистического учения манихеев о господстве зла в материальном мире. Павликиане были противниками церковного культа, в частности иконопочитания. Точно так же и арабы, военные успехи которых производили на массы большое впечатление, смотрели на культ икон, как на идолопоклонство. Ликвидируя этот культ, правительство Византии считало, что оно очищает церковь от суеверий и тем укрепляет ее позиции в борьбе с ересями и исламом.

   Однако монахи приняли эту меру правительства в штыки. Они начали бешеную агитацию против Льва III и использовали свое влияние на массы для возбуждения и организации восстании. Когда правительство справилось с этими восстаниями, оно приступило к систематическому уничтожению монастырей: монастырские здания обращались в казармы, монахов под угрозой ослепления или смерти заставляли вступать в брак, монастырские земли подвергались конфискациям. Монастырские земельные и иные богатства были захвачены военно-служилой знатью, а частично пошли на создание новых стратиотских наделов.

Лев III и его сын и преемник Константин V (740—775 гг ) беспощадно расправлялись с монашеской оппозицией в восточных провинциях и на Балканском полуострове, но не в состоянии были предупредить отношение Рима и других владений в Италии, впрочем только номинально подчинявшихся Византии. Папа римский резко выступил против иконоборчества, проклял иконоборцев и воспользовался этим предлогом для ликвидации византийской администрации в Римском дукате.

 

 

Список материалов сайта