Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Герберт

Герберт и феодализация науки

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Находясь в Италии, Оттон I привлек к своему двору среди других образованных людей монаха Герберта, уже тогда, несмотря на молодость, знаменитого своей ученостью. Герберт был из бедной аквитанской (южнофранцузской) незнатной семьи. Некоторое время он обучался в Испанской марке, т. е. на границе с Кордовским (арабским) халифатом, где благодаря Влиянию высокой арабской культуры поддерживалось изучение «квадривиума». Повидимому, здесь Герберт приобрел познания в математике, которыми он произвел такое впечатление на современников, что народная легенда превратила его в чародея. Именно у арабов он заимствовал свой «абак», т. е. счетную доску с делениями, облегчавшую простые арифметические действия над числами. Герберт применял уже арабские цифры вместо римских, только нуль не был ему известен, и роль этой цифры играло пустое деление на его счетной доске.

 

   Побыв недолго при дворе Оттона I в качестве учителя его сына, Герберт попал затем в Реймс, где стал во главе епископской школы, привлекавшей многочисленных учеников. Герберт поражал их воображение необычайными тогда методами наглядного обучения, применением «абака» в арифметике и небесной сферы в астрономии, а также глубокими познаниями в науках «квадривиума». Ему принадлежат, между прочим, комментарии на произведения Боэция по арифметике и музыке. Из этих комментариев видно, что арифметика принимает у Герберта классовую, феодальную окраску. Вот что, например, он пишет о числе. Существуют числа двух категорий: 1) телесное, относящееся к конкретным предметам внешнего мира, и 2) бестелесное, представляющее вечную, непреходящую сущность. Конкретное число в человеческой жизни выражает положение человека в обществе: «Так, король есть выражение большого числа, в то время как есть люди, которые но своей незначительности не представляют собой воплощения какого бы то ни было числа». Телесное число не может расти бесконечно, тогда как бестелесное, духовное число есть безгранично растущее. Телесное число научает человека смирению, указывая ему на его скромное место в мире, а бестелесное помогает человеку возвыситься до понимания могущества божия. Арифметика с этой точки зрения учит тому, чтобы «вещи бестелесные считать более прочными, чем вещи конкретные».

   Таким образом, в руках Герберта арифметика превратилась в науку феодальную и церковную, в науку о мистических числах, в которую он внес свойственный феодализму иерархический принцип.

   Герберт сделал большую карьеру. Оттон II назначил его аббатом одного из богатейших монастырей Италии — Боббио. Некоторое время он был архиепископом рейнским. Наконец, Оттон III сделал его римским папой под именем Сильвестра II (999—1003 гг.).

Список материалов сайта