Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Тацит Германия

Германцы эпохи Тацита

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

   Около 150 лет отде­ляют древних германцев Цезаря от древних германцев, описываемых Тацитом в его «Германии» (конец I в. н. э.). За это время они сделали дальнейшие шаги в своем  развитии.

   Древние германцы уже более прочно осели на землю. Земледелие приоб­рело большое значение в их жизни, хотя все же скот, который был у них в изобилии, остается главным видом богатства; охота совсем уже отошла на задний план.

Пашут, как, впрочем, и в эпоху Цезаря, с помощью плуга, запрягаемого волами. Однако, в то время как Цезарь говорит об ежегодной смене пашни и о переносе в связи с этим и жилищ, Тацит указывает, что пашни сменяются в порядке очереди через несколько лет, что связано уже с более прочной оседлостью. Живут древние германцы постоянными деревнями, причем дома разбросаны в беспорядке, окруженные каждый своей усадьбой. Правильного плодоводства и огородничества древние германцы еще не знали. Из ячменя и пшеницы они умели уже выделывать нечто вроде пива.

  Как и в эпоху Цезаря, у древних германцев не развилась еще частная собственность на землю. Вот как описывает Тацит земельные порядки у современных ему германцев: «Земли в соответствии с числом зем­ледельцев занимаются всеми вместе в порядке очереди, а затем их разделяют между собой согласно достоинству; раздел облегчает­ся пространностью полей. Пашню меняют через несколько лет, и остается излишняя земля».

   Не подлежит сомнению, что Тацит описывает здесь населенную сородичами деревню. Такая именно деревня рисуется нам в рас­сказе Тацита о том, как муж наказывает уличенную им в измене жену: голую, с обрезанными волосами выгоняет он ее из дому и перед сородичами гонит ударами через всю деревню. О таком же родовом характере поселений свидетельствует и сохраняю­щееся в полной силе, как и во времена Цезаря, широкое гостепри­имство: «Отказать кому-либо из смертных в приюте считается гре­хом; каждый принимает и угощает по своему достатку. Если не­достанет, хозяин указывает пристанище и сопутствует гостю; без приглашения идут они в ближайший дом. Это не имеет значе­ния: их принимают с одинаковым радушием». Очевидно, такое коллективное гостеприимство, не ограниченное пределами отдель­ного жилища, свидетельствует о первоначальном расселении древних германцев  деревенскими   родовыми  группами,   совместно   ведущими хозяйство.

   Археология дает нам также некоторые данные в пользу деревенской и родовой общины. При раскопках отдельных селений най­дены расположенные отдельно от жилищ хлебные печи, очевидно являвшиеся общинными. Кроме того, никогда не имеется при жи­лищах помещений для скота, что указывает на постоянное коллек­тивное содержание скота в деревенском стаде. Так называемые «столбовые» дома, имеющие довольно крупные размеры, также ука­зывают на домовые общины, на жительство большими семьями, ведущими  общее  хозяйство.

   О порядке землепользования в такой родовой деревне и идет дело в цитированном нами выше отрывке из главы 26 «Германии» Тацита. Здесь описывается переложная система земледелия. Зем­ля под пашней меняется каждые несколько лет (arvaperannosmutant); при этом занимается она под пашню всей деревней (abuniversis) по числу рабочих рук (pronumerocultorum) и занимается в порядке известной очереди (invicem) одна земельная площадь за другой, а оставшаяся земля пускается в залежь. Занятая временно под пашню земля распределяется между отдельными хозяйствами, вероятно, большими семьями, дворовыми общинами, сообразно с производственными возможностями каждого хозяйства (secundumdignationem), причем более сильными в хозяйственном отно­шении оказываются,  конечно,  семьи родовых  вождей.

 

 

 

Список материалов сайта