Эпоха, следующая за уводом римских войск из Британии до англо-саксонского завоевания, обозначается в литературе как «кельтское возрождение», когда почти целиком исчезли римская культура и латинский язык на острове и имело место «возрождение» кельтской культуры. Кельтизация коснулась также и христианства, которое в то время распространялось в Британии из кельтской Ирландии, в которой церковь отличалась обрядовыми особенностями от римско-католической и не признавала главенства Рима.
Переселение германских племен представляло собой длительный процесс, который протекал в течение полутора столетий. Переселялись не только отдельные родовые группы и отдельные дружины, но и народные массы с воинами во главе, вместе с женами и детьми. Кельтское население частью уничтожалось, частью обращалось в рабство; некоторая часть бриттов переселилась на материк, в Арморику (современная Бретань). Римские города и виллы погибли в огне, а так как остававшийся еще слой римской культуры находился как раз на юго-востоке, в области, особенно подвергавшейся опустошениям со стороны германских завоевателей, разгром римской культуры был полный. В то же время на материке Западной Европы, в тех местах, откуда шла эта германская колонизация, современная летопись отмечает большое обезлюдение.
Завоевание Британии сопровождалось ее дехристианизацией, так как племена англов, саксов, фризов были еще языческими. Но в течение VIIв. среди них распространяется христианство, главным образом, усилиями римско-католического духовенства. Если раньше в Британии господствовала независимая ирландская церковь, то теперь, с принятием христианства, англо-саксы вступили в те международные связи, во главе которых стояли римские папы. В эпоху христианизации Британии на римском престоле сидел выдающийся папа Гририй I«Великий» (590—604 гг.).
В лице Пенды временно победило язычество, но процесс феодализации, который совершался в то время в англосаксонской области, подготовлял почву для дальнейшей христианизации. Таким образом, в самой Мерсии, которая в течение VIIIв. господствует среди англо-саксонских государств, также делает успехи христианство. Мерсия даже борется затем с Уэссексом за местопребывание архиепископского престола. Особенно большого могущества достигла Мерсия при короле Оффе (757—796 гг.), современнике Карла Великого. Оффа поддерживал дружеские и союзные отношения с Карлом Великим, и когда последний одержал крупную победу над аварами, он послал королю Оффе из добычи, полученной в этой войне, богатые подарки.
{kunena_discuss:10}