Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Кальвин

Кальвинистическая церковь

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

  Исторически в кальвинизме была важна не только его теория, но и его организация - кальвинистическая церковь. Настоящая церковь, по Кальвину, это -невидимая церковь только избранных к спасению, и только им таинства сообщают благодать, но не как дар, получаемый извне, а лишь как возбудитель силы, действующей в предопределенном к спасению в результате его избранности богом. При таких условиях церковь, видимая внешне, церковь как учреждение в сущности не нужна. Однако практические потребности, защита нового вероучения, борьба с католицизмом заставили Кальвина признать видимую церковь как объединение людей, в котором проповедуется слово божие и совершаются обряды и таинства крещения и причащения, и этой церкви он придал такую крепкую организацию, что она скоро сделалась самой важной боевой силой, направленной против контрреформации, и дала "готовую теорию борьбы" буржуазии, восставшей против феодализма. "Церковный строй Кальвина, - говорит Энгельс,- был насквозь демократичным и республиканским; а где уже и царство божие республиканизировано, могли ли там земные царства оставаться верноподданными королей, епископов и феодалов, помещиков? Если лютеранство в Германии было удобным орудием в руках германских мелких князей, то кальвинизм создал республику в Голландии и сильные республиканские партии в Англии и особенно в Шотландии"1.

 

   Во главе церковной общины у кальвинистов стояли пресвитеры - старшины, избираемые из светских членов общины, и проповедники, отправлявшие службу проповеди и духовно-нравственного назидания. Обязанность последних не была связана со священническим чином, а была лишь службой (ministerium), откуда их название "министры", принятое в романских странах. Пресвитеры - старшины и министры составляют консисторию, управляющую делами церкви. Дальнейшая, более сложная организация создалась в кальвинистической церкви уже при распространении ее по другим странам. В ней получили важное значение для единства культа и вероучения местные и общенациональные съезды представителей общин, так называемые синоды. Такая организация кальвинистической церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятна для экономически мощного слоя буржуазии. Очень удобной она была для буржуазии и с другой стороны. Пренебрежение к внешности, свойственное всей теологии Кальвина позволило буржуазии осуществить в кальвинизме полностью свой идеал "дешевой церкви". "Мирской аскетизм", т. е. всемерное воздержание от удовольствий ради исполнения долга (в том числе и долга накопления), распространял подчеркнутую скромность внешности и быта в обиходе кальвинистов. Почти полное слияние духовной и светской власти превратило церковную дисциплину в полицейско-административный надзор за жизнью каждого кальвиниста. Это особенно сильно проявлялось при жизни Кальвина в Женеве, когда духовное руководство явно господствовало над светской властью.

   Кальвин требовал монастырской тишины и строгости нравов. Женевский городской совет с 1541 г., по предложению пасторов, установил мелочный и придирчивый надзор за гражданами. Все должны были посещать церковную службу, особые лица обходили дома и загоняли в церковь замешкавшихся и ленивых. Запрещены были развлечения, пляски и песни, вводились в обычай темные костюмы. "Хотели возродить народ божий легендарного Израиля, сурового и недоступного соблазну", ибо бог, во славу которого действовал Кальвин,-грозный мститель, истребляющий, как в библии, тысячи неверных отступников. Всякое оскорбление имени бога преследовалось и рассматривалось как уголовное преступление. Организованная в период ожесточенной борьбы протестантизма с католической контрреформацией, кальвинистическая церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к католикам и сектантам, чем сам католицизм к своим отступникам. Казни стали частым явлением в Женеве. В 1553 г. Кальвин приказал арестовать испанского ученого Сервета за то, что тот в своем сочинении "Восстановление христианства" отвергал христианское учение о троичности бога (антитринитаризм). Женевский совет ссудил Сервета на сожжение, и приговор был приведен в исполнение. Так как эта казнь вызвала протесты, Кальвин выступил с защитой образа действий женевского совета, а вместе с тем и своего собственного. В сочинении, озаглавленном "Защита правоверного учения", где доказывается, что еретиков надо наказывать мечом, Кальвин говорит: "Бог не щадит целые народы; он велит до основания разрушать города и уничтожать следы их; мало того, он приказывает ставить трофеи победы в знак проклятия, чтобы зараза не охватила остальной земли".

   В дальнейшей истории кальвинизма должен быть отмечен следующий факт. Кальвинизм как идеология буржуазии периода первоначального накопления соединил в себе теологию и церковную организацию. Но его церковная организация была воспринята не только буржуазией. Республиканская форма этой организации и возможность для сильных людей стать во главе ее сделали кальвинистическую церковь удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом. В этих кругах теория и теология Кальвина отступили на задний план. Зато крепость дисциплины и республиканская организация оказывались очень важным средством в деле сплочения рядов феодальной оппозиции абсолютизму. Это станет ясным из истории Франции XVI в., где феодальная оппозиция, шедшая под флагом кальвинизма, самими современниками отделялась от настоящих кальвинистов, или, как их называли, "религиозных гугенотов", и носила название "гугенотов политических". По той же причине кальвинизм получил распространение в такой чисто дворянско-крепостнической стране, как Венгрия, и среди клановой аристократии Шотландии.

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 297.

Список материалов сайта