Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Колониальная эксплуатация

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих—такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления»1.

   Эта краткая и негодующая характеристика Маркса находит в деятельности испанских конкистадоров яркую иллюстрацию.

  Испанские завоеватели перенесли с собой в Америку феодальные формы колониальной эксплуатации. В первые же годы, захватив Эспаньолу, испанцы обложили все население острова старше 14 лет тяжелыми повинностями. Четыре раза в год каждый индеец должен был приносить или небольшой слиток золота или кусок бумажной ткани. По уплате этой дани на шею индейцу вешали медную бляшку в качестве квитанции. Кто не мог уплатить подати, тот должен был отрабатывать ее, возделывать поля испанцам и ухаживать за скотом. Но очень скоро испанцы потребовали, независимо от уплаты дани, личной службы от целых деревень. В 1499 г. остров был разделен на участки и доли (репартимиенто). Одна или несколько деревень составляли такую «долю» какого-нибудь испанца или компании испанцев, и население ее должно было обрабатывать для нового владельца землю. На кацика—туземного старшину— возлагалось обязательство исправно выгонять людей на работу. Такие же земельные раздачи с закрепощением живущего на них туземного населения производились и на других островах. Особенно же в широких размерах практиковались они в Мексике и Перу. Львиную долю захватили себе, конечно, первые участники—конкистадоры. Так, семья Кортеса получила в качестве маркизата целую долину с населением в 17 тысяч душ, которые должны были уплачивать Кортесу дани на 60 тысяч дукатов. Поместья брата завоевателя Перу Гонзало Пизарро приносили, говорят, больше дохода, чем богатейшее испанское епископство Толедо. Хуже всех было положение тех туземцев, которые принуждены были работать на золотоносных приисках и в серебряных рудниках. Эта работа была построена по плану барщины (мита) и быстро их истощала. Сотни трупов лежали у входа в каждый рудник и заражали воздух. Ястреба стаями слетались на добычу, так что, говорят, «земля от них казалась покрытой черной материей».

   Нередко туземное население закрепощалось и подвергалось колониальной эксплуатации под видом обращения в христианство. Это так называемая энкомиенда. В практике религиозных рыцарских орденов был обычай, в силу которого группа послушников-учеников отдавалась для обучения и воспитания под руководство и в распоряжение (энкомиенду) особого наставника. Эти же порядки применили и к обращаемым в христианство индейцам. Их стали раздавать десятками и сотнями в «распоряжение» испанских колонистов, в пользу которых они должны были нести ряд повинностей.

   С первых же лет появления испанцев на Антильских островах были сделаны попытки превратить Новый Свет в невольничий рынок наподобие африканского, и не кто иной, как Колумб, чтобы как-нибудь повысить ценность вновь открытых земель в глазах испанского правительства, предложил план обращения в рабство туземцев.

   Но Фердинанд и Изабелла отказались от этого плана и запретили обращать их новых краснокожих подданных в рабство, что, однако, не мешало испанцам заниматься охотой на индейцев и обращать их в рабство под предлогом, что они людоеды.

   Население массами гибло от непосильной работы и жестокого обращения (индейцы вообще оказались менее выносливыми, нежели африканские негры). В ответ на принуждение к подневольной работе население подымало восстания, что кончалось обычно поголовной резней туземцев. Один из очевидцев, епископ Лас-Казас, описал потрясающие сцены массовых убийств местного населения. Вымирание туземцев от притеснений и непосильной работы шло чрезвычайно быстро. В 1558 г. исчезли все индейцы на Ямайке. В Эспаньоле в 1508 г. было 60 тысяч туземцев, а в 1548 г. их осталось всего 600 человек. На Кубе к этому времени исчезло все туземное население.

   Ни испанское правительство, ни католическая церковь не были заинтересованы в такой массовой гибели туземцев. Церковь рассчитывала на значительное расширение своей паствы, а следовательно, на усиление влияния в колониях и увеличение доходов.

   Правительство же видело в туземцах некоторый противовес испанским колонистам, проявлявшим излишнюю независимость по отношению к метрополии. В 1537 г. папа издал буллу, запрещавшую дальнейшее порабощение индейцев, а в 1542 г. вышел указ Карла V об освобождении рабов. Этот указ чуть было не вызвал восстания туземцев и отпадения колоний.

   Для пополнения недостатка рабочих рук стали ввозить негров из Африки. От черных невольников, оторванных от родной почвы, можно было ожидать меньшего  сопротивления колониальной эксплуатации, нежели от туземцев, связанных друг с другом.

   Рабов-негров начали ввозить с 1501 г. В 1520 г. негры были так многочисленны на острове Сан-Доминго и на Порторико, что европейские колонисты опасались их восстания. В 1518 г. был заключен первый договор (асиенто) на ввоз негров.

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 821.

 

 

Список материалов сайта