Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Орден иезуитов

Лойола

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

   Победы протестантизма не прошли бесследно для католической церкви. Если в общем протестантизм был идеологией города и нарождающейся буржуазии, если в дальнейшем своем развитии, особенно в кальвинизме, он стал идеологией капиталистической буржуазии периода первоначального накопления, - то все это еще далеко не означало, что буржуазия в XVI в. была близка к победе над феодализмом. Не следует забывать, что XVI век - это век рождения абсолютных монархий феодально-абсолютистский период средневековья, и это обстоятельство имело своим результатом то, что сам протестантизм в отдельных случаях пошел на пользу феодальному классу, подобно тому как успехи буржуазного хозяйства создали на первых порах не буржуазное государство, а абсолютную монархию, создали политическую форму, выражавшую диктатуру дворянства, т. е. того же феодального класса. Такова, например, судьба лютеранства, ставшего в конечном счете религией германских мелких князей и прусских юнкеров.

 

   Феодальное общество в целом было еще далеко от своего крушения. Но удар, нанесенный католической церкви и как феодальному учреждению и как феодальной идеологии, был первым предостережением существованию феодального общества. Последнее в полном соответствии с внутренними переменами, происшедшими в нем самом, постаралось так перестроить свою старую церковь, что она стала полностью соответствовать организационной форме существования господствующего класса. Связанное с этим движение получило название контрреформации, или католической реакции; самими же католиками оно называлось католическим возрождением. В реорганизации католической церкви и во всей католической реакции в целом важнейшую роль сыграл орден иезуитов. Его возникновение, а затем и его деятельность были наиболее ярким выражением того факта, что католическая церковь под влиянием протестантской критики, а еще больше под непосредственным воздействием понесенных ею потерь постаралась подтянуться и теперь напрягала все силы в борьбе за свое существование. Орден иезуитов спас католическую церковь от окончательного крушения, укрепил папский авторитет на Тридентском соборе и в течение двух столетий отвоевал обратно для католицизма много душ, отпавших в протестантизм. Его влияние на католическую церковь было огромно, его значение в политике XVI и XVII вв., в быту и жизни очень заметно. Наибольший успех он имел в тех странах, где дворянство сумело временно предохранить общество от буржуазного перерождения и где оно в борьбе за свое классовое самосохранение сумело создать особо четкие формы свози классовой диктатуры. Основателем ордена иезуитов был испанский идальго Игнатий Лойола (1491-1556 гг.). Лойола принадлежал к знатной испанской фамилии. Молодость он провел при дворе Фердинанда Католика и затем служил в армии. При осаде одного города он был ранен в обе ноги и остался на всю жизнь хромым, не способным к рыцарским подвигам, о которых мечтал с детства. Будучи вследствие ранения прикован на долгое время к постели, он начал читать религиозные книги и жития святых и постепенно увлекся идеей стать "воином Иисуса". В 1523 г. он отправился в Палестину, собираясь там обращать в христианство мусульман. Местное духовенство встретило его там враждебно. Вернувшись в Европу, Лойола занялся изучением богословия и философии в Алкале и Саламанке, затем отправился в центр тогдашней католическо-богословской науки - в Париж. В Сорбонне он создал первый кружок своих единомышленников (Фабер, Франциск Ксавье, Лайнес, Сальмерон, Бобадилья, Родригес), подчинившихся его не знавшей сомнений властной натуре. В 1534 г. его друзья заложили основание "Общества Иисуса" ("Societas Jesu") дав обет целомудрия и бедности. Они поклялись отправиться в Палестину в качестве миссионеров, а пока отдали себя в распоряжение папы. С 1537 г. они начали свою проповедь в Венеции, куда они прибыли для того, чтобы ехать в Палестину. Война с турками задержала их здесь. Отсюда они направились в Рим, и здесь у них созрела мысль направить свои усилия на борьбу с протестантизмом. Так создалась "дружина Иисуса" (phalanx Jesu). В 1540 г. папа Павел III буллой "Regimini militantis" утвердил устав этого ордена - настоящей армии воинствующего католицизма. Лойола стал его главой, или, как стали говорить впоследствии, его первым генералом. Он создал устав (Gonstitutiones), оставшийся навсегда краеугольным камнем организации ордена, и написал руководство религиозного воспитания: "Ехеrcitia spiritualia" (1522-1548 гг.), сделавшееся настольной книгой каждого иезуита, как стали теперь называться члены нового ордена.

Список материалов сайта