Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Джон Болл

Лолларды

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Рядом с реформационными планами правительства и буржуазии вырастало глубокое недовольство церковью в среде широких слоев трудящихся и особенно крестьянства. Для крестьянина церковь была одним из самых жестоких эксплуататоров. Ни­где феодальные повинности не были так суровы и не взыскивались так настойчиво, как на землях «образцовых хозяев» того времени — монастырей и епископских кафедр. Церковные сеньеры упорно дер­жались за крепостное право и за барщину. Церковь донимала кре­стьянина своими десятинами и другими поборами. Буржуазная ре­формация в лице Виклефа стремилась использовать это народное недовольство для того, чтобы возбудить широкое движение против католической церкви. Это движение находит поддержку и среди низ­шего духовенства, многие представители которого вели полунищен­ское существование: ненавидели богатую церковь и понимали народ­ные нужды.

 

Виклеф рассылал по стране своих учеников и последователей. Эти бедные священники, или лолларды, одетые в грубые шерстяные рясы, всюду проповедовали учение Виклефа и выступали против богатой и властной церкви. Но в их проповедь скоро стали прони­кать и другие мотивы. Проповедуя среди крестьянства, стараясь оформить его стремления, лолларды начинают проповедовать и против феодалов, угнетателей народа, и против злоупотреблений королевских чиновников. Они обличают несправедливость строя, при котором одни должны целый век трудиться на других. Они го­ворили, что бог сотворил людей равными. «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто тогда был дворянином?»

 

Среди народных проповедников особенно выделялся своим та­лантом и силой убеждения Джон Болл. Он требовал отмены церков­ной десятины и отобрания у церкви ее огромных имуществ. Церков­ные власти ненавидели его и преследовали, но народ укрывал его. Наконец, он был схвачен и посажен в тюрьму архиепископа кентерберийского.

Список материалов сайта