Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Реформация в Германии

ПОИСК ПО САЙТУ

Лютер

Лютер

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Говоря о Лютере, следует помнить, что историческая традиция о нем складывалась под влиянием той роли, какую его реформа сыграла для утверждения официальной княжеской церкви в Германии. Для протестантской истории церкви Лютер - герой, один из величайших благодетелей рода человеческого, освободивший религиозное сознание человека от пут средневековой католической набожности и католических суеверий. В этой характеристике верно лишь одно, что Лютер хорошо выразил религиозные запросы своего времени и своего класса, немецкого мещанства, с его склонностью к спокойному провинциальному существованию, с его трусливой боязнью всякой революции, с его раболепством перед сильными мира сего, но вместе с тем с его стремлением к крепким бытовым устоям, семейственности и элементарной честности, все это вместе взятое нашло в Лютере свое великолепное выражение. Лютер-"герой золотой середины", ставший символом более широкого движения, которому он сам далеко не во всем сочувствовал и против которого он восстал, едва он заметил, что последствия этого движения начинают угрожать интересам того мещанства, пророком которого он был.

 

   Лютер родился в 1483 г. в семье тюрингского рудокопа, который вскоре переселился в город Мансфельд и сделался зажиточным бюргером. Восемнадцати лет он поступил в Эрфуртский университет, одно время стоял близко к кружку гуманистов, но сам гуманистом не стал. Окончив университет, он поступил в августинский монастырь в поисках решения мучивших его сомнений. Мысль о личном Спасении, страх перед муками ада не давали ему покоя. Эти личные переживания привели его к решению, которое стало формулой нового религиозного мировоззрения. Значение Лютера заключается как раз в том, что он первый ясно формулировал два основных положения всей евангелической, т. е. бюргерской, реформации. Эти два положения заключаются в следующем:

1) человек освобождается от грехов, т. е. получает оправдание только верой, а не "добрыми делами" (sola fide rectificari);

2) источником религиозной истины является "священное писание", а не "священное предание".

Каждое из этих положений требует объяснения. Принцип "оправдания только верой" был направлен против католического учения о благодати и таинствах. Человек слаб, с этим согласен был и Лютер и собственными силами он не может добиться такого состояния святости, при котором он мог бы надеяться на оправдание в грехах и на вечное блаженство в потустороннем мире. Но "благодать" как дополнительная сила, помогающая ему в этом, есть не "лекарство", получаемое в таинствах а душевное состояние человека, вера в искупительную жертву Христа, пострадавшего за весь мир. Это положение, несмотря на узко догматический характер его формулировки, имело чрезвычайно большое значение. Спасение человека теперь уже не зависело от таинства, т. е. от магически-сакраментального средства находившегося в руках господствующего класса, а лишь от внутреннего состояния человека. В таком случае становилась больше ненужной вся церковная, т. е. феодальная, иерархия, а с ней вместе падала и вся католическая церковь. Лютер не до конца отказался от таинств, оставив из них два - крещение и причащение, и в дальнейшем сам допустил толкование таинства, близкое к католическому, т. е. стал склоняться к тому, чтобы рассматривать его как "лекарство", действующее независимо от душевного состояния принимающего таинство, но это случилось тогда, когда он, а вместе с ним и все немецкое бюргерство круто повернула вправо под влиянием событий крестьянской войны и трусливо бежали под защиту княжеской власти. Во всяком случае учение Лютера об оправдании только верой подрывало церковь как учреждение, сообщающее человеку "благодать".

   Не меньшее значение имело второе положение реформации: источником религиозной истины является не "священное предание", а "священное писание". Это положение подрывало "вероучительный" авторитет церкви. Исторически сложившееся учреждение, католическая церковь принуждена была обосновывать божественность своих установлений и истин на авторитете самой церкви как вечно сущего и никогда не умирающего организма (corpus christianum). Свое происхождение она возводила к мифическому основателю Иисусу Христу и его апостолам, особенно апостолу Петру, основавшему будто бы римскую церковь. Огромное количество всевозможных правил, церковное право и, самое главное, сложная, запутанная и абсурдная с точки зрения логики и разума христианская догма - все это вместе взятое выросло постепенно и составляло то, что называлось тогда "священным преданием" церкви, в отличие от "священного писания", т. е. канонических книг ветхого и нового завета. Авторитет церкви, лежавший в основе "священного предания", стал мало-помалу превращаться в безусловный авторитет его главы, папы римского, в делах вероучения. Принцип непогрешимости папы в делах вероучения впервые был сформулирован на Тридентском соборе (1545-1563 гг.) и окончательно признан лишь на Ватиканском соборе (1869-1870 гг.), но на практике он существовал и раньше.

   Объявляя источником истины только "священное писание", Лютер звал назад, к источникам христианской веры (ad fontes), но вместе с тем он полностью отрицал папский авторитет и, следовательно, все учение католической церкви. Само "священное писание", т. е. книги ветхого завета, четыре евангелия, "деяния апостольские и послания апостолов", чрезвычайно сложный и темный источник-допускало самое различное толкование и далеко идущие социально-реформаторские выводы, вплоть до обоснования примитивно-коммунистических идей. "Священное писание" и в предшествовавшие столетия средневековья пользовалось у еретиков большим распространением; в нем они находили подтверждение и религиозное обоснование "христианского коммунизма" ранних христианских общин, который был для них идеалом, направлявшим их собственную деятельность. Само собой разумеется, что бюргерский реформатор Лютер был далек от подобного рода выводов. А между тем оба его принципа их допускали. Поэтому в учении Лютера важны не только принципы, разрушавшие католицизм, но и принципы, которые предупреждали возможность чересчур революционных выводов. Таких принципов у него несколько. Главные из них:

1) принцип церковной организации общины верующих, т. е. обязательность одинакового вероучения и культа для всех членов религиозной общины (regula fidei),

2) принцип подчинения всякого христианина и всей церковной общины светской власти. Человек внутренне, в духе, совершенно свободен, но внешне он должен подчиняться существующим властям (deliberrtate christiana, 1521 г.).

 Таков половинчатый характер всей реформы Лютера, обличающий раболепство немецкого бюргерства перед княжеской властью в Германии, В 1517 г. папа Лев X предоставил майнцскому архиепископу Альбрехту право продажи индульгенций, для того чтобы дать ему возможность уплатить долг Фуггерам, сделанный епископом для уплаты папе аннатов. Половина доходов от этой продажи должна была пойти в Рим. Агент майнцского архиепископа, монах Иоанн Тецель, разъезжал по всей стране в сопровождении фуггеровского приказчика и самым бесстыдным образом продавал оптом и в розницу отпущение грехов. Возмущенный Лютер прибил 31 октября 1517 г. свои возражения против продажи индульгенций к дверям соборной церкви Виттенберга. Эти "95 тезисов" Лютера положили начало реформационному движению в Германии. Уже в них мы находим первый набросок его учения об оправдании только верой. Но Лютер был далек от решительного выступления против папы. В 50-м тезисе он заявлял, что "если бы папа узнал о злоупотреблениях, совершаемых при продаже индульгенций, он предпочел бы, чтобы собор святого Петра сгорел дотла, чем строить его из костей и крови христиан". Но желание Лютера сохранить связь с католической церковью и папством не могло остановить событий, которые развивались помимо его воли. Вся нация пришла в движение. Каждый видел в тезисах формулировку своих стремлений и вкладывал в них особое содержание Светские князья ухватились за них, как за основание для секуляризации. церковных земель. Рыцарство видело в них орудие восстановления сильной императорской власти и так называемо "дворянской демократии", не отказываясь, конечно, и от того чтобы поживиться за счет церковных богатств. Народные массы поняли тезисы как призыв к борьбе против всего феодального строя, против всех властей и всей иерархии. Сами по себе тезисы не выходили по своему действительному содержанию за рамки бюргерской оппозиции и выступали только против церковного феодализма. Но на первом этапе оппозиция Лютера, имевшая своей целью разрушение авторитета церкви, "не исключала ни одно более радикального направления"1.

1          Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 138.

Список материалов сайта