Спешите приобрести качественное оборудование для автосервиса в Екатеринбурге - SPK Group.

Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Реформация в Германии

ПОИСК ПО САЙТУ

Мюнстерская коммуна

Мюнстерская коммуна

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

   В начале 1533 г. реформация победила в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере. После изгнания из города князя-епископа в Мюнстер начали стекаться анабаптисты из других городов Германии. В обстановке обострившейся внутри города классовой борьбы влияние анабаптистов выросло настолько, что в феврале 1534 г., после того как в Мюнстер прибыли Ян Матис и его ближайший ученик портной Иоанн Бокельсон, известный больше под именем Иоанна Лейденского, анабаптисты, отлично организовавшие оборону города против вооруженных сил изгнанного епископа, получили большинство в городском совете и таким образом захватили власть в городе.

 

   Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев (до июня 1535 г.). Город был объявлен анабаптистами "новым Иерусалимом", и в обстановке вражеской осады, длившейся все время, они провели в нем ряд преобразований. Власть в городе была организована в соответствии с проповедью Яна Матяса о необходимости применения силы меча для водворения царства божия на земле. Руководство властью и обороной было передано Иоанну Лейденскому.

   У мюнстерских анабаптистов не было сколько-нибудь определенной программы. По вопросу об общности имуществ у них не было даже единства взглядов. Ремесленные и цеховые элементы, влияние которых в Мюнстере преобладало в течение всех 14 месяцев, установили такой порядок, при котором орудия производства сохранились в руках мастеров, а подмастерья остались в подчиненном к ним положении. Права мастеров были лишь отчасти ограничены тем, что община могла давать отдельным мастерам в случае нужды обязательные поручения. Несколько шире были права общины в отношении сельскохозяйственных участков города, которые раздавались для обработки отдельным лицам. Конфискация частных имуществ применялась только в отношении золота, серебра и денежных богатств вообще. Деньги были отменены, и обмен мог совершаться только натуральный. Все эти меры не выходят за рамки уравнительства, которое к тому же проводилось весьма непоследовательно. В области потребления уравнительная политика мюнстерской коммуны шла дальше и содержала некоторые элементы потребительского коммунизма. Предметы потребления брались на учет особыми должностными лицами ("диаконами"). Они же имело право отбирать излишки для распределения бедным. Были сделаны также попытки введения потребительского коммунизма путем устройства общих трапез. Буржуазные историки, старающиеся оклеветать мюнстерскую коммуну, особенно много останавливаются на введении в Мюнстере многоженства. Анабаптисты смотрели на это, как на временную меру в целях борьбы с проституцией и женской безработицей в условиях вражеской осады.

   Каутский впадает в ошибку, когда он называет мюнстерских анабаптистов "революционными коммунистами". В действительности главное значение мюнстерской коммуны не в ее социальных преобразованиях, а в том, что народные низы после разгрома крестьянской войны снова подтвердили свою готовность пореволюционному бороться с феодальной реакцией и показали при атом, как велика их ненависть ко всем эксплуататорским классам.

   В условиях наступившей после подавления крестьянской войны реакции министерская коммуна осталась изолированной. Правда, в некоторых других городах северо-западной Германии были попытки прийти ей на помощь, но эти попытки были подавлены в самом начале. После долгой героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых деятели мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были казнены после жестоких пыток и мучений.

Список материалов сайта