Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Объединение Кастилии и Арагона

Объединение Кастилии и Арагона

Рейтинг:   / 15
ПлохоОтлично 

   Одним из важнейших моментов в истории усиления королевской власти было объединение Арагона и Кастилии. В 1479 г. эти королевства объединились под властью супружеской пары — Фердинанда, короля арагонского, и Изабеллы, королевы кастильской. В результате этого объединенная Испания оказалась одной из самых сильных держав Европы. В нее входили большая часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сардиния, Сицилия и южная Италия. Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая значительными доходами от морской торговли, королевская власть начала решительное наступление на крупных феодалов и лишила их значительной части прежней политической самостоятельности.

У феодалов было отнято право чеканить монету, вести частные войны, у них было конфисковано много земель. Разрушались их крепкие замки, опора их политической самостоятельности. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

   В деле сокрушения могущества феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой общий союз, так называемую святую германдаду, которая вела борьбу с феодалами. Святая германдада поставила себе целью прекращение феодальных войн, установление безопасного проезда по всем дорогам, борьбу с нарушителями общественного мира. Для охраны внутреннего порядка в Испании святая германдада организовала милицию, всегда готовую приводить в исполнение ее решения. Но использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность и самих городов.

   Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь и особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г. Борясь со всякого рода «ересями», которые могли подорвать господство церкви, инквизиция преследовала тем самым всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. Всякое проявление социального и политического инакомыслия считалось сопротивлением не только королю, но и церкви, и инквизиция со своими пытками и кострами была постоянным союзником королевского абсолютизма, всячески поддерживавшего со своей стороны церковь. По словам Маркса, «духовенство еще со времени Фердинанда Католика стало под знамя инквизиции и давно перестало отождествлять свои интересы с интересами феодальной Испании. Напротив, благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма»1. Первым главой инквизиции был свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным вследствие его фанатической жестокости при преследовании еретиков.

   Окрепнув изнутри, королевская власть начала политику территориального расширения.

   Первый удар был направлен против Гранадского эмирата, последнего владения арабов в Испании. В 1481 г. был предпринят поход на Гранаду. Ему был придан характер крестового похода против неверных. Война с арабами затянулась на 11 лет, и только в 1492 г. Гранада была взята испанцами. С завоеванием Гранады почти весь Пиренейский полуостров за исключением Португалии оказался объединенным в руках испанских королей.

   Взятие Гранады потребовало значительных усилий, и сдана она была маврами при условии разрешения им свободного отправления мусульманского культа и сохранения за мусульманами их собственности. Это условие было распространено и на евреев. Но все эти обещания были потом нарушены. Мавров и евреев насильно заставляли переходить в христианство. В результате этого мусульмане подняли ряд восстаний, подавленных лишь с большими усилиями. Им было предложено или покинуть Испанию, или креститься (1502 г.). Значительная часть мусульман и евреев переселилась в Африку, и, таким образом, из Испании ушло очень много экономически ценных элементов. С их эмиграцией распался ряд важных торговых связей, которые Гранадский эмират поддерживал с Северной Африкой и с Востоком. Это выселение сопровождалось крупными конфискациями земель.

   Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры, так называемые мориски, были предметом постоянной травли со стороны церкви. Жизнь морисков была подчинена строжайшему церковному контролю. По малейшему доносу они подвергались обвинению в ереси, что влекло за собой гибель на костре или пожизненное тюремное заключение. Таким же постоянным преследованиям подвергались и евреи. В 1492 г. — год взятия Гранады и открытия Америки Колумбом — все евреи, за исключением перешедших в христианство, были изгнаны из Испании с конфискацией всего их имущества. Принявшие христианство евреи, так называемые мараны, подобно морискам, подвергались постоянной духовно-политической слежке и становились жертвами инквизиционного террора.

   При Фердинанде и Изабелле в Испании начинает устанавливаться абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, получив вместо этого почетное положение при дворе. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах — в руках королевских чиновников, коррехидоров. Но бюрократический аппарат отличался крайней громоздкостью, так как состоял из старинных феодальных учреждений, приспособленных к целям королевского абсолютизма, и созданных рядом с ними новых органов. Сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщённость Испании нашла свое отражение в крайне сложном и неслаженном аппарате управления.

   При всем внешнем сходстве политического строя Испании со строем других монархических государств тогдашней Европы он отличался значительным своеобразием, объясняющемся всем предшествующим историческим развитием Испании. Маркс дает ему такую характеристику: «Абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы, вообще должна быть приравнена к азиатским формам правления»2.

1 Маркс и Энгельс, Соч.. т. X, стр. 720.

 

2 Маркс и Энгельс, Соч., т. X, стр. 722

Список материалов сайта