Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Община-марка

Община-марка в эпоху Салической правды

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

В эпоху Салической правды жив был и другой пережиток доклассового общества — общинное землевладение. Особенно наглядно выступает перед нами община-марка в главе XLV (Demigrantibus — о переселенцах), которая подвергалась самым различным толкованиям. В ней мы читаем: «Если кто захо­чет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят его принять, но найдется хоть один, ко­торый воспротивится переселению, он не будет иметь права там по­селиться». И далее указывается, что если, несмотря на протест одного или двух лиц, пришелец все же поселится в вилле, то против него протестующими ведется судебный процесс, и дело кончается его изгнанием из виллы, но добавляется: «Если же переселившемуся не будет в течение 12 месяцев предъявлено никакого протеста, он должен оставаться (в вилле), как и другие соседи (vicini)». В то же время устанавливается, что «если кто пригласит другого пере­селиться в чужую виллу до того, как будет достигнуто соответст­венное соглашение, присуждается к уплате 45 солидов».

 Эдикт короля Хильперика

Перед нами поземельный коллектив (марка), которому принад­лежит верховное право распоряжения землей в деревне — вилле. В этой связи интересен эдикт короля Хильперика (561—584 гг.), устанавливающий порядок наследования земли в такой вилле после смерти человека, «имеющего соседей» (vicinoshabens), но не оставившего сыновей. В изменение соответствующей статьи Салической правды эдикт устанавливает наследование земли дочерью или бра­том и сестрой умершего, «а не соседями»; очевидно, до этого, если не было сыновей, земля поступала соседям, живущим в той же деревне (villa). Первоначально у всех германских племен эти со­седи были в то же время и родственниками. На такое совпадение указывает Аламаннская правда, говоря о возникновении «спора между двумя родовыми союзами (genealogiae) о границе их земель», который разрешается поединком.

Об общинной поземельной собственности говорит и глава XXVIIСалической правды, где упоминается, несомненно, об общинном ле­се, которым пользуются все члены общины-марки, делая свои от­метки на нужных каждому деревьях; при этом говорится: «Если кто осмелится взять дерево, помеченное более года тому назад, в том нет никакой вины». Следовательно, лесом пользовались сообща, по только согласно определенным общиной правилам.

Заслуживает также внимания в этой связи и упоминание Сали­ческой правды о краже быка, который обслуживает стадо коров трех соседних деревень (глава III, § 5), что, очевидно, свидетельст­вует об общих для ряда соседних деревень выгонах.

При общинном землевладении обработка земли производилась индивидуально; повидимому, дворовая усадьба выделена была в частную собственность; остальная земля была разделена подворно, на участки, окруженные изгородями, порча которых каралась штрафом. В таком подворном пользовании находились пашня, виноградники, иногда луга и леса. Наравне с земледелием боль­шого развития достигало у франков и скотоводство, особенно свиноводство. Некоторые исследователи говорят о настоящей «сви­ной терминологии» в Салической правде, такое разнообразие терми­нов для различных видов и возрастов свиней здесь встречается.

 

 

Список материалов сайта