Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

ФРАНЦИСКАНЦЫ

Первоначальный характер францисканства и его эволюция

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

   Подобно еретикам, Франциск из Ассизи не имел в виду создания монашеской организации, которая жила бы подаянием. Он требовал, чтобы его приверженцы ("минориты" - меньшие братья) трудились и содержали себя трудом рук своих. Таким образом возникла своеобразная община трудящихся, которая занималась проповедью покаяния и спасения души путем отказа от богатства. В деятельности этой общины не было явно враждебных церкви тенденций, но они могли проявиться позже. Папа Иннокентий III проявил большую проницательность, когда в 1209 г. решил взять миноритов под свое особое покровительство. Результатом этого покровительства со стороны церкви явилась быстрая эволюция общины в сторону ее превращения в монашеский орден. Сопоставляя последовательно утверждавшиеся уставы, которые действовали среди францисканского братства, можно наглядно проследить эту эволюцию.

Древнейший устав (1209-1210 гг.), так называемый regula antiquissima, запрещает францисканцам обладание каким бы то ни было имуществом. "Ничего не берите с собой в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни денег". Запрещается даже прикасаться к деньгам; нельзя носить обуви - братья должны ходить во всякое время года босыми; иметь на себе можно только простую и старую одежду: рубаху и штаны, зимой грубый плащ, обязательно заплатанный. Единственное и весьма характерное исключение делается для орудий труда. Орудия ФРАНЦИСКАНЦЫ могли брать в дорогу. Это естественно, так как и основатель братства и его ученики трудились, служили поварами, водоносами, нанимались на полевые работы и пр.

   К этому нужно прибавить, что Франциск из Ассизи относился отрицательно ко всякой учености, т. е. к тем богословским и юридическим тонкостям, которыми, главным образом, характеризовалась церковно-феодальная ученость. Это, наряду с трудовой жизнью, еще более сближало ФРАНЦИСКАНЦЕВ с народными массами. ФРАНЦИСКАНСКИЕ проповедники удовлетворяли какие-то потребности этой массы, давали ей какое-то, хотя бы только воображаемое, утешение в ее страданиях. Отсюда, от этого внешнего демократизма, необычайная популярность ФРАНЦИСКАНЦЕВ в Италии, а затем и в других странах.

   Однако скоро начинают сказываться результаты папской опеки по отношению к братству. Во втором уставе (1221 г.) уже видим ряд отклонений от суровости прежних правил: разрешается иметь два плаща, носить обувь и пр. В устав вводится лазейка, делающая возможным его нарушение. Именно, провозглашается принцип, что "нужда не знает закона". Наконец, устав 1223 г., утвержденный папой Гонорием III, представляет собой в сущности устав своеобразного монашеского ордена.

Список материалов сайта