Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Петрарка

Петрарка

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

      Первым по времени гуманистом считают обычно Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Формально он был служителем церкви, жил долгое время при папском дворе в Авиньоне, в материальном отношении зависел частично от католической церкви. Но все его творчество пронизано насквозь светскими мотивами. Правда, в работах, посвященных различным отвлеченным вопросам, в так называемых философских трактатах на темы "О презрении к миру", "Об отшельнической жизни", "О покое монахов", Петрарка еще отдает дань некоторым идеям церковно-феодального общества. Но в поэтических произведениях, написанных на итальянском языке, он совершенно отрывается от этих представлений. Сборники его стихов, канцон и сонетов как в отношении формы, так и в отношении содержания представляют нечто совершенно новое.

 

   В своих блестящих стихах, в которых итальянский язык приобретает уже почти законченную форму, Петрарка воспевает предмет своей любви - Лауру, но совершенно иначе, чем Данте воспевает Беатриче. Последняя выступает как некое бестелесное, ангелоподобное существо, иногда даже как абстракция, как символ христианства; Лаура Петрарки - это существо из плоти и крови, к которому поэт питает чувство вполне земной любви.

   Петрарка был первым из поэтов, который уделяет исключительно много внимания своим внутренним переживаниям. Каждое мельчайшее движение своей души он изучает, рассматривает как бы через лупу и передает в звучных стихах. Преобладание интимной лирики в его стихах свидетельствует о внимании нового человека к личности, прежде всего к своей собственной личности, т. е. о решительной победе в его творчестве крайнего индивидуализма. В связи с этим находится и характерная не только для Петрарки, но свойственная всем деятелям Ренессанса ненасытная жажда славы. Эмансипация личности от пут, которые налагала на нее сословно-иерархическая организация средневекового общества, выдвигает на первый план вопрос о бессмертии личности, о сохранении ее имени в веках. Петрарка отдал дань и этой тенденции Ренессанса. Каждый его шаг, каждый творческий акт, все его произведения проникнуты стремлением заслужить вечную славу. Особенно ярко вскрывают это стремление его многочисленные письма, которые только формально предназначались определенному адресату, а фактически имели широкое обращение в среде гуманистов и их богатых покровителей.

   Петрарка глубоко заблуждался насчет источников своей славы. Он считал, что добился ее своими эклогами и обширной поэмой "Африка", представляющей подражание "Энеиде" Виргилия. Однако эти произведения, написанные на латинском языке и вызвавшие восторженное восхищение современников, теперь совершенно не читаются, хотя именно они принесли Петрарке увенчание поэтическим лавровым венком на Капитолии в Риме. Петрарка вошел в число корифеев мировой литературы не как автор "Африки", а как автор канцон и сонетов на итальянском языке.

Список материалов сайта