Тот подъем культуры, который переживают германские племена во II—IV вв. н. э охватывал не только восточную Германию, по еще в большей степени северное Причерноморье. Советская археология установила, что территория, которую охватывал этот подъем, начиналась от Эльбы и доходила до Дона. Во II—III вв. Племена Причерноморья также вели значительную торговлю с империей. Предметами вывоза были меха, рыба, а ввозилось вино, различные ткани и предметы роскоши. На территории северного и восточного Причерноморья известны многочисленные клады римских монет, преимущественно I и II вв. н. э. Особенно много таких кладов в Среднем Приднепровье, которое являлось, повидимому, старинным культурным центром, уходящим своими корнями далеко в глубь веков.
В III—V вв. культура племен причерноморья достигает весьма значительного развития. Возникая в сарматский период истории Причерноморья на основе предшествовавшей ей скифской культуры, испытавшей сильное воздействие культуры античных причерноморских городов и особенно Боспорского царства, и продолжая существовать в гуннский период, эта местная причерноморская культура может быть назвала сарматско-гуннской, но отнюдь не готской, якобы принесенной из Германии. Культура эта характеризуется так называемым «полихромным стилем», отделкой металлических изделий разноцветными вставками, что ошибочно считалось «готским стилем», но в действительности сложилось на территории Причерноморья еще до прихода готов. Аналогичные особенности встречаются и дальше на восток, куда готы не заходили, вплоть до Ирана и Сибири. То же можно сказать и о другой особенности этой материальной культуры, о так называемом «зверином орнаменте», в качестве мотивов для которого берутся сцены из жизни зверей или же отдельные их изображения.
С начала III в. среди племен старинной Скифии и Сарматии, наравне с более старыми названиями племен — скифами, сарматами, аланами — начинают упоминаться готы.