Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Победа реформации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   В ноябре 1558 г. умерла Мария и королевой была провозглашена  Елизавета.   В  верности католической церкви Елизавета принесла торжественную клятву при коронации. Но когда папа Павел IV не пожелал признать прав Елизаветы, как «незаконнорождённой», на английский престол и признал права на английскую корону за законной наследницей Генриха VIII, Марией Стюарт, Елизавета объявила себя «защитницей» протестантизма и стала уверять немецких протестантов в своей приверженности к протестантской религии. Порвав с Римом и оплотом католицизма — Испанией, Елизавета восстановила реформированную, государственную англиканскую церковь, что явилось началом победы реформации.

Вновь было введено богослужение на английском языке по исправленному литургическому руководству Кранмера. Был возобновлен акт о супрематии и другие реформационные статуты Генриха VIII и Эдуарда VI. Елизавета была вновь объявлена, правда, не «главой», как Генрих VIII, но лишь «верховной правительницей» церкви. «Высокой комиссии» было поручено упорядочение церковных дел и внесение большего «единообразия» в вопросы вероучения и церковного культа. Римская курия никак не хотела примириться с потерей Англии и мечтала о свержении Елизаветы, которая была объявлена папой в 1570 г. отлученной от церкви и низложенной. Подданные Елизаветы были освобождены папой от данной ими королеве присяги. Тем не менее правительству Елизаветы удается выйти из трудного положения и укрепить в Англии реформированную церковь. В 1571 г. проводится через парламент новый англиканский символ веры — так называемые «Тридцать девять статей», еще раз формулировавшие принципы реформированной англиканской церкви. Исповедание носило компромиссный характер. Церковное управление было поставлено в тесную связь с государственным: «высокая комиссия» была верховным органом административно-церковного надзора и управления. На местах шерифы следили за посещением жителями англиканских церквей. Им помогали в этом контроле церковные старосты. Сперва положение католиков не было особенно тяжелым в елизаветинской Англии, но потом начинаются их преследования в связи с попытками римской курии добиться низложения Елизаветы. В стране устраиваются католические заговоры, в которых деятельное участие принимают английские эмигранты-католики, укрывшиеся при испанском дворе. В Риме основывается специальный колледж для подготовки будущих священников, проповедников и миссионеров католицизма в еретической Англии. Другой подобный же колледж устраивается в Дуэ, на самом берегу Ламанша, с очевидной целью скорейшего перебрасывания католических эмиссаров и пропагандистов в Англию. Организуются католические заговоры в пользу Марии Стюарт, королевы шотландской, изгнанной из Шотландии протестантской партией при непосредственном участии Елизаветы, поддерживавшей деньгами шотландских заговорщиков. Вынужденная бежать в Англию, Мария попала в руки своей соперницы Елизаветы, которая держала ее в строгом заключении.

   С 70-х годов преследование католиков в Англии приняло весьма жестокий характер: в Англии было введено чисто «испанское» религиозное законодательство лишь в «англиканском» издании1. Сношения с папой и иезуитами, обращение протестанта в католицизм или даже присутствие при таковом были объявлены государственной изменой. За непосещение англиканских церквей взимались тяжелые, разорительные штрафы.

   В Англии организуется «священная дружина» для борьбы с католицизмом и его происками. Иезуитам и воспитанникам католических колледжей было предписано под угрозой смерти покинуть Англию. Католиков-англичан ограничивают в праве передвижения по стране. Общее возбуждение усиливается в связи с убийством Вильгельма Оранского, вождя протестантов, павшего от руки заговорщика-католика в 1584 г. А в Англии по приказу Елизаветы казнят Марию Стюарт, в пользу которой организовывались католические заговоры.

   Такова была политическая обстановка в годы, непосредственно предшествовавшие разгрому испанской «Непобедимой Армады», которую Филипп II предполагал отправить в Англию в 1588 г.

   Правительству Елизаветы приходилось вести борьбу не только с католиками и католической опасностью, но и с более радикальными религиозными течениями и сектами. И это понятно. Новая англиканская церковь, или, как ее стали называть, «высокая церковь», оставалась аристократическим учреждением, сохранившим многое от старой феодальной католической церкви: епископат, католическую внешность культа и богослужение. Епископы обычно назначались из числа знатных дворянских фамилий и были в сущности государственными чиновниками. Этот аристократический характер государственной церкви способствовал тому, что она не только сделалась оплотом тюдоровского абсолютизма, но и в последующей борьбе короны с парламентом при Стюартах решительно стала на сторону абсолютистских притязаний новой династии.

   Наряду с этим еще в 60—70-х годах XVI в. в Англии усилился пуританизм (от латинского слова purus—чистый) с характерным для него отвращением к католической внешности, унаследованной частично англиканской государственной церковью. Сторонники этого течения высказывались против принципа верховенства королевы в церковных делах, против церковных судов, требовали выбора священников общиной. В кальвинизме, получившем на английской почве название пуританизма, новое дворянство и буржуазия нашли религию, соответствовавшую их вкусам, и интересам. Свойственное кальвинизму—этому типично буржуазному течению в реформации — стремление к «дешевой церкви», к упрощению и очищению «культа» нашло особенно яркое выражение именно в Англии. Буржуазная сущность кальвинизма нигде, пожалуй, не проявлялась так четко, как в английском пуританстве. Английское пуританство—это религия буржуазии и нового дворянства. Истый пуританин—это рачительный хозяин-скопидом, крупный мануфактурист или, сельский дворянин, усердно занимающийся на вновь огороженном участке рациональным хозяйством или доходным овцеводством.

   Но в среде пуританства «было два течения, одно—более умеренное, другое—радикальное. Умеренные держались учения Кальвина и его церковной организации и желали установления в Англии пресвитерианской государственной церкви, подобно той, которая в это время утвердилась в Шотландии. Радикальное направление в пуританстве осуждало самый принцип государственной церкви. Каждая местная церковная община должна быть независимой (отсюда название сторонников этого направления - инцепенденты).

   К началу 70-х годов относится организация в Англии первой пресвитерианской общины. В1575 г. в Лондоне были сожжены двое анабаптистов-фламандцев. В 1581 г. в Нориче, центре суконного производства, была основана первая в Англии община индепендентов. Все эти проявления религиозного радикализма представляют большой интерес в связи с последующей религиозной борьбой в первые десятилетия XVII в. и особенно в годы английской буржуазной революции 40—50-х годов XVII в. Но уже в елизаветинскую эпоху было ясно, что, несмотря на все мероприятия «высокой комиссии» и церковно - административный гнет официального англиканизма, ряд религиозных группировок и течений оказался вне ограды официальной победы реформации. Против них правительство Елизаветы принимало самые решительные меры вплоть до изгнания из пределов страны и смертных казней. В этом отношении правительство Елизаветы не отставало от немецких князей и вождей лютеранской реформации, сурово расправлявшихся с анабаптистами и другими сектантами.

   Если ранее немецкие анабаптисты укрывались в торгово-промышленных городах восточной Англии от религиозных преследований на родине, то теперь начинается эмиграция пуритан из Англии в Нидерланды, где была большая религиозная свобода, а впоследствии, в первые десятилетия XVII в., при Стюартах, пуритане эмигрируют в Северную Америку, закладывая здесь основы английской колонизации.

 

СКАЧАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ

 

Победа реформации

Список материалов сайта