Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

ПОИСК ПО САЙТУ

Франция XVI в.

Позиция дворянства в религиозных войнах

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

   Когда борьба была в полном разгаре, в 70-х годах XVI в. многочисленные гугенотские публицисты, метавшие громы и молнии против Парижа  и  его  короля,  устроившего  резню Варфоломеевской ночи, обращали свое внимание на два государства, пример которых им казался достойным подражания, — Англию и Германию. Может показаться странным то обстоятельство, что им порядки этих стран казались почти одинаковыми.

Но в Англии они видели господство «лучших» людей, объединенных в парламенте, в Германии эти же люди господствовали без парламента. Такова была программа французских «лучших людей» (optimates, patricii, principes, pares etc.). Эти «лучшие» — крупные сеньеры, главным образом, юга Франции — долго еще не могли примириться с потерей ими своих политических вольностей и охотно переходили в кальвинизм. Реформа сулила им конфискацию церковных земель и — в идеальной перспективе — превращение их в самостоятельных потентатов на манер немецких князей. Но кальвинизм нужен был им и по другой причине. Многочисленные дворянские свиты знатных родов юга Франции в церковной организации кальвинистской церкви обретали новые узы, которые связывали их с «оптиматами», превратившимися в пресвитеров новой церкви. Для этих сеньеров война внутри была вдвойне необходима. Внешние войны предшествующего царствования подняли престиж королевской власти, и дворянство начинало уходить из-под влияния своих сеньеров. Теперь во главе своей религиозной общины сеньеры шли на борьбу с королевской властью за свои вольности. Весь вопрос заключался в том, как далеко пойдут за ними их дворяне и нет ли между интересами сеньеров и дворян такого расхождения, которое не позволит дворянству до конца поддерживать своих господ. Войны показали, что сеньеры в своих расчетах на дворянство глубоко ошиблись. Дворянство имело основание быть недовольным существующим порядком. Это недовольство было отчасти постоянным, вызываемым своеобразием организации самого дворянского государства, отчасти вызвано обстановкой данного момента. Гипертрофия королевской власти в абсолютной монархии необходимо влечет за собой неравенство в распределении благ между членами общественного класса, органом которого она является. Обездоленные массы рядового дворянства всегда поэтому имеют основание быть недовольными теми, кто попал на вершину придворной лестницы. Добавочным ресурсом в таком случае является война, кормящая дворянство. Когда ее нет, недовольство внутри господствующего класса выплывает наружу. Именно так и обстояло дело после 1559 г., когда была окончена война между Францией и Габсбургами. Дворяне юга были также недовольны впервые начинавшей проникать к ним при Генрихе II бюрократизацией и централизацией управления. Южные сеньеры могли, таким образом, вначале рассчитывать на дворянскую поддержку. Но только вначале. Дальше начинало проявляться существенное отличие французской действительности от германской. Политическое распадение Германии шло нога в ногу с экономическим оскудением ее, с упадком торговли, промышленности и городов, с падением удельного веса ее буржуазии. Наоборот, Франция, несмотря на причиняемое войной разорение, находилась объективно в обстановке экономического подъема, а вместе с тем, и укрепления тех тенденций, которые превратили ее королей в абсолютных монархов. Дворянская война с необходимостью обостряла антагонизм между дворянством и буржуазией и вызывала революционное движение крестьянства и плебейских слоев города, которое заставляло дворянство все время чувствовать необходимость крепкой королевской власти, т. е. идти по существу против своих сеньеров. В истории религиозных войн во Франции поражает всегда тот факт, что и у кальвинистов и у католиков обязательно имеются вожди, которые ставят своей целью захват власти, а вовсе не установление олигархии «оптиматов». Поэтому лозунги борьбы против королевской власти не находят отзвука в дворянской среде. Борьба даже в самые острые моменты идет не против принципа королевской власти, а лишь против недостойных ее носителей. Монархизм всего движения — характерная и вместе с тем типично дворянская черта.

Список материалов сайта