Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Происхождение ислама

Происхождение ислама

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

     Ислам возник в результате развития социальных противоречий на фоне углубляющегося кризиса и находился в прямой генетической связи с ханифизмом. В период своего возникновения ислам являлся отражением процесса развития классового общества и образования государства в Аравии. «Только там, где речь идет о трех доныне существовавших всемирных религиях: о буддизме, о христианстве и об исламе, — пишет Эньгельс в своей работе «Людвиг Фейербах»,—можно сказать, что великие исторические повороты сопровождались переменами в религии...

 

   Только по поводу этих более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску»1. Следовательно, и ислам, возникший в Аравии в VII в. и в течение двух-трех последующих веков развившийся в одну из мировых религий, сопровождал «великий исторический поворот» в странах Ближнего Востока. Под этим «поворотом» мы можем разуметь только процесс образования феодального общества и государства в Западной Азии и в Северной Африке. Вполне естественно, что ислам возник в той области Аравии, в которой процесс разложения первобытно-общинных отношений в VI—VII вв. получил свое наибольшее развитие. Такой областью был Хиджаз, где развитие обмена явилось ускоряющим фактором разложения первобытно-общинного строя и зарождения отношений классового общества. Еще в I тысячелетии до н. э. через Хиджаз проходил путь международной торговли, известный у античных народов под названием «путь благовоний» и связывавший Индию (через Йемен) со странами восточного Средиземноморья.

Мекка

   Одним из важнейших пунктов на этом пути международного обмена была Мекка, возникшая как поселение вокруг храма Ка'бы, близ источника Земзем. В дальнейшем Мекка приобрела очень большое экономическое значение благодаря своему исключительно выгодному географическому положению на перекрестке путей, шедших из Йемена и Абиссинии в Сирию и Ирак. В период возникновения ислама Мекка была самым крупным торговым городом в западной и Центральной Аравии, а Ка'ба была местом паломничества для многих бедуинских племен. Руководящую роль в экономической и религиозной жизни Мекки в VI в. играла рабовладельческая родовая аристократия племени курейш, населявшего этот город. Рабовладельческие отношения, которые в VI в. только зарождались в арабских племенах, в Мекке получили уже значительное развитие. Мекканские родовые аристократы, составлявшие господствующую верхушку в Мекке, были не только крупными купцами и ростовщиками, но и рабовладельцами, которые эксплуатировали рабов, имея большие стада и земли в хиджазских оазисах и на территориях зависимых от них бедуинских племен.

   Торговля, которая являлась основным занятием всего мекканского населения, имела не только транзитный характер. Большое экономическое значение имел постоянный обмен мекканцев с  бедуинскими племенами, которые за продукты городского ремесла поставляли скот, шерсть и кожи. Наряду с внутренней торговлей все большее значение стало приобретать ростовщичество. Большинство мекканцев и многие бедуины были опутаны сетями долговой кабалы. Поэтому в VI в. мы наблюдаем одновременное развитие противоречий и усиление борьбы как внутри племени курейш, так имежду этим мекканским племенем и бедуинскими племенами Хиджаза. При таком положении мекканские родовые аристократы в целях обеспечения своего господства должны были содержать постоянную вооруженную силу из абиссинских рабов. Далее, мекканская родовая аристократия сосредоточила в своих руках жреческие функции, связанные с культом Ка'бы; она обслуживала паломников, которые прибывали в Мекку ежегодно, в «священные месяцы» не только для выполнения религиозных обрядов, но и для участия в торговом обмене на ярмарках в местечках и оазисах, расположенных в окрестностях Мекки. Торговля с бедуинами в конце VI и в начале VII вв. приобрела особенно большое значение вследствие сильного сокращения транзитной торговли с Йеменом, который в 576 г. был завоеван персами. Мекканская родовая аристократия, имея свободные средства вследствие сокращения внешней торговли, стремилась расширить свою ростовщическую деятельность среди бедуинов. Это привело к дальнейшему обострению противоречий между мекканцами и бедуинами. По определению Маркса, падение торговли аравийских городов с Индией (через Йемен) «также дало толчок» 2 к возникновению ислама.

   Так, в условиях развивавшегося общеаравийского кризиса в Мекке, где при наличии рабовладельческого уклада социальные противоречия достигли наибольшего развития, возникла новая религия — ислам.

   Об «основателе» этой религии Мухаммеде сохранилось мало достоверных сведений. Согласно мусульманской традиции, Мухаммед по своему происхождению и положению принадлежал к родовой демократии племени курейш, а по своим убеждениям был ханифом.

   Свою деятельность проповедника и организатора религиозной общины он начал около 610 г. Учение Мухаммеда изложено в коране который разделен на 114 глав - сур. Здесь проводится идея строгого монотеизма, вера в единого бога — Аллаха. Ислам значит «покорность», а исповедующие эту религию называются мусульманами (искаженное арабское слово «муслим» — покорный).

   Наряду с учением о едином боге — Аллахе — и о пророческом посланничестве Мухаммеда много места в Коране отведено изображению светопреставления и загробной жизни. Но для нас наиболее интересны те немногие места, которые позволяют судить о социальном содержании проповедей Мухаммеда. В этом смысле весьма показательно безусловное запрещение ростовщичества и строгое отграничение от него торговли, которая в Коране представлена как занятие, вполне угодное Аллаху. Если припомним, что жертвами ростовщического хищничества в первую очередь была мекканская родовая демократия, то сразу же станет ясно, чьи интересы защищал Мухаммед. Кроме того, борьба против ростовщичества могла объединить мекканскую родовую демократию с хиджазскими бедуинами.

   Вступив в борьбу с господствующей верхушкой Мекки, Мухаммед, естественно, увидел часть мекканских рабов в числе своих наиболее ревностных последователей. Однако сам Мухаммед, как это видно из древнейших частей Корана, считал рабство вполне законным социальным институтом. Более того, имущественное неравенство со всеми его последствиями представлено в Коране как явление, которое не подлежит никаким изменениям. Вполне последовательно в Коране проводится мысль, что угнетатели понесут наказание только в загробном мире; в этом же мире не предполагается изменять установившееся экономическое и социальное неравенство; мусульманам предписывается быть покорными и терпеливыми.

   Следовательно, нелепо представление ряда буржуазных ученых о Мухаммеде, как о социальном реформаторе.

   В Мекке, где местная родовая аристократия пользовалась большим влиянием на своих соплеменников, исламское движение оказалось обреченным на неудачу. В 622 г. произошла хиджра, т. е. переселение Мухаммеда и его последователей в земледельческий оазис Ясриб, ставший более известным под названием Медина.

Мединский период

  Самым крупным фактом «мединского периода» ислама является организация мусульманской «общины верующих». Как видно из относящихся к этому времени глав Корана, эта община имела принципиальные отличия от родовых организаций, так как люди объединялись в ней не на основании кровного родства, а по признаку принадлежности к новой религии — исламу. Создание такой общины возможно было только в результате уже далеко зашедшего разложения первобытно-общинного строя. Коран ясно отражает распад родовых связей, устанавливая принцип частной собственности и индивидуальной ответственности за дела и поступки; институт кровной мести осуждается и отменяется. В мединских главах Корана весьма тщательно определены права наследников, причем предусмотрены все степени родства.

   В Медине начальный ислам не только оформился организационно, но и получил материальную базу. Постепенно изгнав из Медины три «еврейских племени» (вероятно, это были иудаизированные арабы) и захватив их земли и имущества, Мухаммед смог наделить землей как переселившихся с ним мекканцев, так и два мединских арабских племени. Для этих племен, сильно страдавших от недостатка земли, принятие ислама давало вполне реальные результаты. Поэтому арабские племена Медины превратились в ревностных мусульман. Внешняя политика Мухаммеда, ставившая своей целью ослабление Мекки и установление влияния на хиджазские племена тоже давала мединцам непосредственные экономические выгоды. Организуя нападения на мекканские караваны, мединские мусульмане вносили расстройство в экономическую жизнь Мекки. Попытка захватить богатый мекканский караван, шедший из Сирии, привела в 624 г. кбитве при Бедре, где мусульмане одержали победу над мекканцами. В дальнейшем поражение мединцев пригореОход (близ Медины) в 626 г. и даже осада Медины в 627 г. соединенными силами мекканцев и зависимых от них хиджазских бедуинских племен не привели к ликвидации ислама. Наоборот, после безрезультатной осады Медины наблюдается расширение и углубление влияния мединского ислама на хиджазских бедуинов. Лишенная поддержки своих бывших бедуинских союзников, которые перешли на сторону Мухаммеда, Мекка в 630 г.без боя сдалась мусульманам. Сдаче предшествовали переговоры между Мухаммедом и представителями мекканской аристократии, которая, приняв ислам, обеспечила себе надлежащее положение в руководстве мусульманской общиной. Ка'ба стала главной мусульманской святыней, вследствие чего значение и доходы этого храма сильно увеличились. Был сохранен даже культ местного фетиша — «черного камня». Число паломников в Мекку, ставшую мусульманским «священным городом», должно было значительно возрасти, а с ростом числа паломников увеличивался приток средств и можно было рассчитывать на расширение и оживление торговли.

   Так в начале VIIв. в западной Аравии, с центром в Медине,образовалась над племенная организация в виде мусульманской общины, с новой идеологией, отражавшей становление классового общества в Аравии. Эта новая организация, во главе которой стояли курейшиты, явилась ядром образующегося арабского государства. 

1 См. Маркс и Энгельс, Соч., т. ХIV, стр. 656.

   2 См. Маркс и Энгельс, Соч., т. ХIV, стр. 488.

 

 

Список материалов сайта