Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Иннокентий III

Развитие вальденскои ереси

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

   Буржуазные авторы объясняют успех ВАЛЬДЕНЦЕВ и других сект стремлением городских масс к мистике, к таинственному общению с богом и неспособностью официальной церкви удовлетворить эту жажду мистики. Конечно, такое объяснение ничего не стоит, ибо немедленно возникает вопрос - чем же вызывалось тяготение к мистике? Единственное правильное объяснение, которое дает этому явлению марксистская наука, заключается в том, что враждебность масс к угнетательскому феодальному строю при полном их бессилии изменить этот строй облекалась в учение о греховности мира и собственности. Раз собственность нельзя распределить таким образом, чтобы удовлетворить всех, нужно отказаться от всякой собственности; раз бедность неизбежна, она провозглашается необходимым условием спасения души. Излишне подчеркивать, что эта система взглядов в качестве реакции против гнета и неравенства была возможна только в условиях феодального способа производства с его относительно низкой техникой и слабой производительностью труда.

 

   Отсюда проповедь бедности, преклонение перед бедностью как перед каким-то идеалом, реакционная сущность которого бросается в глаза.

   После отлучения ВАЛЬДЕНЦЕВ и провозглашения их еретиками успехи этой ереси приобретают настолько угрожающий для церкви характер, что следующий папа, Иннокентий III, решил исправить допущенную ошибку. Он вступил с вальденцами в переговоры, и путем признания некоторых особенностей в обрядах и образе жизни ему удалось отколоть от вальденства те элементы, которые еще не отошли окончательно от католической церкви. Так возникает особая группа так называемых католических бедняков.

   Католические бедняки и подобные им группировки являлись как бы крайним правым флангом вальденского движения; они пошли на компромисс с церковью и остались в ее лоне. Другая же часть вальденцев самой логикой борьбы с церковью все более отходит от ее догматов и сближается с катарами, или альбигойцами. Подобно катарам, они теперь делятся на "совершенных" и "верующих", организуют особую церковь с выборным духовенством - епископами, пресвитерами и диаконами во главе Правда, в отличие от катаров вальденцы не создали своей догматики и не стояли на позициях дуализма, но наравне с ними отвергали феодальное государство, пролитие крови, произнесение клятвы, молитвы святым, индульгенции, богомолье. Непримиримое вальденство свило себе особенно прочное гнездо среди крестьянства тех областей Франции и Италии, где в силу природных условий сохранялись еще остатки древней свободы, все более подвергавшейся натиску со стороны феодалов. Вальденство, как указывает Энгельс, сделалось, таким образом, реакционной по форме и содержанию попыткой, главным образом "патриархальных альпийских пастухов", отгородиться от проникающего к ним феодализма, тогда как катарство было и до конца оставалось движением городских низов и антифеодальных элементов городов.

   Опыт с вальденцами научил церковь осторожности по отношению к зарождающимся движениям масс. Отныне церковь стремится по возможности локализовать и обезвредить любое полуеретическое движение в самом начале. Искусно рассчитанной политикой она заставляет иногда такое движение служить своим собственным интересам. Наиболее ярким примером подобной политики является политика церкви по отношению к францисканству.

Список материалов сайта