Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Реформация в Англии

Рейтинг:   / 29
ПлохоОтлично 

   Непосредственным толчком к   религиозной реформации в Англии послужил бракоразводный процесс Генриха VIII с Екатериной Арагонской—источник больших осложнений и затруднений для римской курии. Екатерина была родственницей императора Карла V, и оскорблять последнего разводом папа, находившийся во власти императора, не мог. Но и независимо от этого обстоятельства было немало причин, которые вызвали недовольство римской церковью у представителей английской государственной власти и привели ее к разрыву с римской церковью.

 

   Вмешательство римской курии в дела местных церквей всегда вызывало недовольство на местах, и национальные церкви рано начинают ограничивать притязания пап, пользуясь крепнущей королевской властью. Правительство и парламент были всегда против назначения папой на епископские кафедры в Англии иноземцев. Еще в 1351 г. был издан статут «De provisoribus», воспрещавший замещение епископских кафедр иноземцами. В 1352 г. «провизоры», т. е. лица, различными способами добивавшиеся у папы назначения их на епископские кафедры в Англию, были даже объявлены вне закона, разумеется, если они были англичанами. Еще в XIV в. английские суды все чаще протестуют против перенесения в Рим судебных дел, против обращения к суду римской курии. Борьба английской короны с монастырским землевладением, вылившаяся в секуляризацию XVI в., также имеет свою предшествующую историю. Еще в 1279 г. был издан статут «De viris religiosis», воспрещавший дальнейший рост церковного землевладения. Правда, он плохо исполнялся, и церковное и монастырское землевладение продолжало расти. Но против него поднималось широкое движение, встречавшее симпатии в стране. Виклеф и лолларды еще в XIV в., как известно, требовали конфискации церковных имений.

   В октябре 1521 г. Генрих VIII послал в Рим написанную от его имени книгу против Лютера в защиту учения католической церкви о семи таинствах и получил от папы в подарок золотую розу и титул «защитника веры» за особую ревность, проявленную в борьбе с лютеранством. Зато Лютер в своем ответе Генриху жестоко изругал последнего. Когда же Генрих VIII обратившись в Рим с просьбой о разводе с женой, не встретил поддержки папы, но, наоборот, получил отказ, он решил апеллировать против решения папы к университетам и к будущему вселенскому собору. Выступая против папы, король пытался изобразить себя в роли защитника национального английского духовенства от папских притеснений и поборов. На самом же деле Генрих VIII руководился в значительной мере личными мотивами: оба папы, католический и протестантский, лично обидели Генриха VIII. Вот причина перемены его курса1. Разрыв с Римом произошел не сразу. В 1533 г. был издан статут, отменивший юрисдикцию папы в английских делах. В 1534г. «Актом о супрематии», или верховенстве, король был объявлен главой английской церкви, причем подчеркивалось, что ни один из догматов католицизма не будет отменен, что изменится лишь характер церковного управления. Изданная в 1539 г. «шестихвостка» сохраняла основные принципы католического вероучения. Официальное изложение догматов веры в так называемой «Королевской книге» 1543 г. также очень близко к католицизму. И после разрыва с Римом в Англии продолжается преследование протестантов: борясь с папой, Генрих VIII не хотел порывать с католицизмом. И все же, порвав с папой, английские реформаторы должны были постепенно порвать и с католицизмом, хотя и пытались сохранить католическую внешность в церковном обиходе, богослужении, церковных одеждах и т. д. Они были вынуждены отыскивать черты различия с католицизмом, чтобы оправдать начавшуюся секуляризацию монастырских имуществ и преследования католиков. Языком богослужения становится английский. Иногда даже в среде епископата оказываются люди с протестантскими воззрениями. Постепенно король не только стал намечать кандидатов на церковные должности, но и определять само вероучение. Король как блюститель единства английской церкви берет на себя дело борьбы с ересями тем более что в них находили свое выражение недовольство масс и первые проблески политической оппозиции. Правительство начинает прибегать к мелочной опеке и контролю в религиозных делах. Запрещается чтение книг, где высказываются еретические мысли. Само чтение евангелия и ветхого завета приобретает сословный характер:  его могут читать купцы и йомены — для себя. Для других евангелие имеют право читать лишь джентльмены. Мелкие крестьяне, ремесленники, ученики, подмастерья, поденщики и слуги вообще не имеют права читать библию.

   Но основная причина королевской реформации в Англии заключалась в стремлении поставить церковные имущества на службу господствующему класу и королевской казне. Непосредственно после того, как был издан акт о супрематии, началась частичная секуляризация монастырских земель и имуществ. В 1535 г. была произведена оценка всех монастырей и церквей, и скоро после этого стали закрывать монастыри и конфисковать земли сначала у мелких, захудалых, а затем и у крупных монастырей. Часть крестьянства оказывала конфискации сопротивление, основательно боясь, что новые владельцы будут большими эксплуататорами, чем монастырская администрация. В монастыри были направлены королевские комиссары, которые захватывали монастырское имущество, забирали драгоценности, снимали даже сделанные из свинца крыши и все это отправляли в королевскую казну.

   Но главным предметом конфискаций были монастырские земли. Заполучив в свои руки монастырские имения, Генрих VIII стал жаловать монастырские доходы и земли придворным, высшему чиновничеству, продавая их нередко по дорогой цене. Правительству нужны были деньги, и оно продавало землю преимущественно тем, кто мог купить на большую сумму и сразу заплатить много. Поэтому среди покупателей монастырских земель было много финансистов, мануфактуристов, были и ремесленники, но почти отсутствовали крестьяне-йомены. Впрочем, правительству не удалось выйти из финансовых затруднений. Надежды на то, что отобрание монастырских имений сильно повысит доходы короны и, может быть, даже устранит необходимость налогов, не оправдались. Большая часть обширной площади монастырского землевладения разошлась по частным рукам еще при Генрихе VIII. Расточительность короля и казнокрадство его министров приводили к тому, что расчеты на повышение доходов короны путем учреждения нового ведомства—«суда прибылей», специально следившего за поступлениями с бывших монастырских земель,—оказались тщетными. С другой стороны, пожалования, раздачи и продажи монастырских земель и последовавшая за ними дальнейшая оживленная мобилизация земли, новые ее переходы в третьи и т. д. руки—к новому поземельному дворянству и буржуазии—приводили к чрезвычайно бедственным последствиям для широких масс сельского населения—крестьян, держателей монастырских земель. Площадь крестьянского землевладения не возросла от продажи монастырских имений. Зато косвенно крестьянство весьма проиграло от ликвидации монастырского землевладения. Церковные имения составляли «религиозную твердыню традиционных отношений земельной собственности. С падением этой твердыни не могли устоять и эти отношения»2. Масса крестьян—пожизненных держателей монастырских земель—были весьма заинтересованы в судьбе этой церковной собственности, в которой они были в известном смысле участниками. Далее, свойственная монастырскому хозяйству рутина и экономическая отсталость предохраняли до известной степени крестьян от жестокостей, связанных с более интенсивной эксплуатацией. Переход монастырских имений к новым владельцам—дворянам или буржуазии—означал обычно усиление капиталистической эксплуатации держателей, повышение их рент и повинностей, нередко угрожал им лишением общинных прав, прав на выгон скота и даже изгнанием с земли. Само собой разумеется, что люди, затратившие капитал на покупку земли, желали теперь получить максимум прибыли. На бывших монастырских землях шел поэтому быстрый процесс огораживаний, т. е. превращения земли в прочное владение покупщика, и сгон крестьян, бывших монастырских держателей и собственников земли.

   Секуляризация монастырских имуществ при английской реформации углубила разрыв Англии с Римом и сделала невозможной полную реставрацию старых отношений даже в период католической реакции в 50-х годах XVI в. Идеологическим выражением и закреплением этого разрыва английской церкви с Римом было дальнейшее церковное законодательство при Эдуарде VI, подчеркивавшее догматические особенности новой, независимой от папы церкви. К концу 1549 г. Кранмер закончил составление новой литургии англиканской церкви (Book of common prayer) и руководство по совершению таинств. Причащение стало рассматриваться как простое воспоминание о тайной вечере. Кранмер, который при Генрихе VIII посылал людей на костер за то, что они не верили в пресуществление, теперь готов был посылать на костер тех, кто верит в него. В 1552 г. парламент принял новый богослужебный обряд Кранмера—его литургию и 42 пункта нового вероучения. Вместе с тем продолжалось расхищение церковных имуществ фаворитами короля. Из церквей выносились золотые и серебряные иконы, кадила, канделябры, роскошные облачения. Шел всеобщий грабеж церквей именем короля и парламента. Сомерсет, ограбив несколько епископств, построил себе в Лондоне роскошный дворец.

1 См. Маркс, Хронологические выписки.

2  Маркс и Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 790—791

 

СКАЧАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ

 

Список материалов сайта