Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Реконкиста

Реконкиста в Испании

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

  Своеобразие истории государств Пиренейского полуострова заключается в том, что они возникли в процессе обратного отвоевания (по-испански реконкиста) земель у арабов, или точнее мавров) так как среди завоевателей большинство составляли не чистые арабы, а арабизированные североафриканские берберы, или мавры). Реконкиста определила особенности социального и политического строя этих государств. Маркс говорит: «Местная жизнь Испании, независимость ее провинций и коммун, разнообразие в состоянии общества были первоначально обусловлены географическими свойствами страны, а затем развились исторически благодаря своеобразным способам, какими различные провинции освобождались от владычества  мавров...»1

 

   Реконкиста шла отчасти из Астурии, единственного владения, сохранившего независимость после арабского завоевания, отчасти из Испанской марки, основанной Карлом Великим в конце VIII и начале IX в. в северо-восточной части Испании. Реконкисте благоприятствовала непрерывная борьба, которая происходила в Кордовском халифате между феодалами и халифами и между отдельными феодалами. Против арабских господ не однажды восставало испано-вестготское крестьянство и ремесленное население городов, как перешедшее в мусульманство — ренегадос, или муваллады, так и сохранившее христианство — мосарабы. В XI в. Кордовский халифат фактически распался на ряд враждовавших друг с другом феодальных княжеств. Ко второй половине XI в. их было уже двадцать три.

   Процесс отвоевания земель у мавров, начавшийся еще в VIII в., пошел особенно быстро в X—XI вв. В 1085 г. испанцы овладели Толедо. С конца XI в. реконкиста была, однако, приостановлена — сначала альморавидами, а затем, в XII в., альмохадами, полудикими берберийскими племенами, фанатичными приверженцами Ислама, нахлынувшими из Северной Африки. Но к началу XIII в. произошел перелом. В 1212 г. объединенные силы испанских королевств, к которым присоединились крестоносцы из других стран Европы, нанесли маврам страшное поражение, от которого они уже не смогли оправиться (при Лас Навас де Толоса).

   Теперь завоевание быстро продвигается вперед. В 1236 г. была, взята Кордова — центр Кордовского халифата. К концу XIII в. У арабов остались только незначительные владения на юге Испании — Гранадский эмират с центром Гранадой. Это была самая богатая часть Испании, с высокой земледельческой культурой, ведшая обширную торговлю. Здесь было развито интенсивное садоводство, разведение олив, применялось искусственное орошение. На территории Гранадского княжества арабы держались очень долго — до 1492 г.

   Реконкиста заключалась не только в завоевании, но и в закреплении завоеванных территорий, в заселении опустошенных войнами областей, в отстаивании границ от постоянных набегов. На границах почти никогда не затихала мелкая война. В реконкисте главную роль играло крестьянство, переселявшееся в пограничные области, население укрепленных городов, мелкие рыцарство, постоянно готовое к отражению вражеских нападений, никогда не расстававшееся с оружием. Но главные выгоды от реконкисты получили крупные феодальные землевладельцы, создавшие себе на завоеванных землях огромные владения. Особенно велики были земельные приобретения духовно-рыцарских орденов. Не говоря уже о старых орденах Тамплиеров и Госпитальеров, в Испании возник ряд новых духовно-рыцарских орденов — Сант-Яго (св. Якова), Алькантара и Калатрава. В процессе реконкисты все они стали крупнейшими землевладельцами. Обширные земли получила также церковь, игравшая в Испании большую роль, чем в других странах Европы. Хотя религиозный момент в борьбе с арабами вначале не играл значительной роли, и по крайней мере до XII в. испанский народ мирно уживался с мусульманами в завоеванных областях, но церковь стремилась сделать из борьбы с «неверными» своего рода идеологическое знамя и всячески старалась разжигать религиозный фанатизм.

   Памятником героической борьбы за независимость складывавшейся испанской народности является поэма о Сиде, бедном дворянине, ведшем победоносную войну против мавров, проявлявшем чудеса храбрости и великодушия. Сид поэмы — идеализированная фигура, весьма далекая от своего исторического прототипа, Родриго Диаса бывшего, по словам Маркса, «в действительности разбойничьим атаманом» и «главарем продажной банды»2 Родригo Диас дрался с маврами, но в случае выгодных предложений с их стороны, он воевал и со своими соотечественниками. Он жил XI в. Поэма, окончательно оформившаяся в начале XII в., идеализировала его, наделив его чертами национального героя.

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. X, стр. 721—722.

2 Архив Маркса и Энгельса», т, VI, стр. 92.

Список материалов сайта