Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Древнегерманская религия

Религия древних германцев

Рейтинг:   / 54
ПлохоОтлично 

Религия древних германцев научно очень мало исследована. Распространенная буржуазная «расист­ская» концепция древнегерманской религии в основу ее развития кладет все тот же пранарод (арийцы), обладавший не только осо­бым, ему свойственным праязыком, из которого якобы развились затем все известные нам индо-европейские языки, но и особой, ему свойственной прарелигией, из которой будто бы развились все известные нам религии индо-германских народов,— среди них и религия древних германцев.

Между тем религия, как и всякая идеология, проходила в своем развитии у отдельных народов общие им всем стадии, соответствующие определенным стадиям обще­ственного развития, переживаемым всеми народами мира. Перво­начально религии и культы отдельных родовых групп и племен, затем религии и культы племенных союзов и, наконец, религии различных крупных народов и наций, общие нередко целым их группам, — все эти религиозные представления и культуры отражали в своем развитии последовательные этапы развития материн­ского и отцовского рода, периода античного рабства, феодализма и капитализма, для того чтобы, наконец, исчезнуть вместе с ликви­дацией эксплуатации человека человеком и построением коммуни­стического общества.

Таким образом, не изначальное единство, но множественность местных культов и религиозных систем, — вот что является исходным пунктом истории религии у отдельных племен и народов.

Та религия, которая изображается обычно в качестве религии древних германцев, отражает религиозные представления более позднего периода, сложившиеся в Скандинавии и в Исландии лишь к XIXIII вв. п. э. и дошедшие до нас в сказаниях «Эдды»; на них лежит печать эпохи складывающихся на севере феодальных классовых отношений и даже влияние христианства. На этих религиозных воззрениях древних скандинавов сказывается много­вековая собирательская и объединительная работа многочислен­ных народных сказителей-скальдов, пытавшихся привести в си­стему  разнородные  религиозные представления различных племен и их объединений, создать иерархию богов с верховным божеством Одином (Воданом) во главе. Об этих религиозных представлениях скандинавов следует поэтому и говорить в главе о ранней истории Скандинавии.

Что касается религии древних германцев в эпоху Цезаря и Тацита, то наши сведения о них крайне скудны.

Юлий Цезарь утверждал, что у германцев не было жрецов, подобных галльским друидам, а в качестве богов они почитали лишь силы природы: солнце, огонь и луну; зато существовали у них прорицательницы, которые путем гаданий по особым же­ребьевым палочкам предсказывали  возможный исход битвы.

Более конкретные данные о религии древних германцев имеем мы в сообщениях Тацита'. У германцев в эту эпоху уже существо­вали жрецы и храмы, а также посвященные богам священные места, особенно священные рощи, и даже изображения богов. Очевидно, поклонение силам природы принимает уже антропоморф­ный характер. Большую роль по-прежнему играют прорицатель­ницы, оказывающие даже влияние на международные отношения, как, например, упоминавшаяся выше пророчица Веледа. Отдель­ные пророчицы совершали путешествия в Рим с дипломатическими целями, представлялись императору, получали подарки и затем возвращались на родину. Широко развиты были еще человеческие жертвоприношения, особенно принесение в жертву верховным богам пленников.

Каждое племя имело свои религиозные культы, но теперь боль­шое значение приобретают культы целых племенных союзов. Такой культ был известен, например, у свевского союза приэльбских племен, представители которых собирались в священной роще племени семнонов и отправляли здесь свой культ с челове­ческими жертвами. Другой такой культ был известен на севере, у ряда мелких племен, живших в южной части Ютландского полу­острова. На одном из островов Балтийского моря существовала священная роща, посвященная богине Нертус, матери-земле, где находилась священная колесница богини. В известное время эта колесница, влекомая телками, закрытая покрывалом от непосвященных, совершает объезды племен, поклоняющихся богине, и тогда всюду наступают большие празднества в честь посеще­ния богини.

Складываются к этому времени и попытки составить генеалогию богов, прародителей отдельных племен. Тацит рассказывает, что германцы представляли себе три основные группы западногерман­ских племен — ингвеонов, иствеонов и герминонов — происшед­шими от трех сыновей первочеловека Манна, сына бога Туисто (или Тевта — отсюда тевтоны и современные Deutschen, или Teutschen), рожденного верховной богиней матерью-землей. Суще­ствовали, однако, в эпоху того же Тацита и другие попытки по­добных генеалогий, стремившиеся обосновать происхождение и других племен.

Сохранялись в эту эпоху у отдельных германских племен и свои племенные верховные божества и стариннейшие, связанные с временами господства материнского рода культы верховной богини матери-земли. Мало-помалу такие старинные культы сменяются культами мужских верховных божеств, олицетворяющих небо, солнце и связанные с ними силы природы. Античные писатели сравнивали эти мужские божества с римскими богами — Меркурием, Марсом, Геркулесом и Вулканом. Такие мужские верховные божества известны были впоследствии под различными именами: у свевов почитался бог Циу, у баваров (потомков древних маркоманнов), как и у херусков, — бог Эр (Эор или Херу), у группы гермипонских племен — Ирмин (Гермин или Гермун, как у гермундуров), у  северных племен — Один (Водан).

Кроме верховных божеств, почитание сил природы было связано также с культом множества божеств, многочисленных духов, добрых и злых, живущих под землей в виде карликов и занимающихся обработкой металлов, или злых великанов, ведущих постоян­ную борьбу со светлыми божествами; наконец, в виде различных низших духов света — эльфов. Сохранялись пережитки тотемизма, связанные с представлением о превращении богов в различных животных и с посвящением богам ряда животных. Существовала, наконец, и вера в загробную жизнь и культ умерших, находивший свое выражение в погребальных церемониях.

 

 

Список материалов сайта