Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Ересь

Социальные основы средневековой ереси

Рейтинг:   / 10
ПлохоОтлично 

   В течение всего рассматриваемого периода феодальной церкви и государству приходилось вести упорную борьбу с оппозиционными и революционными движениями угнетенных масс. Эти движения обычно выступали в форме ЕРЕСЕЙ (от греческого слова airesis - секта). ЕРЕСЬ, по формальному признаку, поскольку она направлена против определенной церковной догмы, является движением религиозным и принадлежит к истории церкви. По существу, однако, ересь представляет собой протест не только против господствующей церкви, но и против всего существующего строя.

 

   Энгельс в "Крестьянской войне в Германии" дает следующее объяснение тому факту, что оппозиционные течения средневековья выступали в религиозной оболочке, в форме ЕРЕСЕЙ. "... Церковь,- пишет он, - являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя. Ясно, что при этих условиях всеобщие нападки на феодализм, и прежде всего нападки на церковь, все революционные, социальные и политические учения должны были представлять из себя одновременно и богословские ЕРЕСИ" 1.

Еретические движения

 

   То обстоятельство, что именно с XI в. мы наблюдаем особенно широкое развитие ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ, было обусловлено, с одной стороны, установлением торговых связей с Востоком, откуда в Европу проникают враждебные католицизму учения, с другой - ослаблением церкви в период ожесточенной борьбы между империей и папством. Эта борьба, возникшая в результате известных противоречий внутри господствующего класса, создавала определенные слабые участки, через которые и могли прорываться оппозиционные движения. Между обострением борьбы империи и папства и успехами ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ можно установить определенную связь. Одним из методов борьбы папы против императора или других светских государей было наложение ИНТЕРДИКТА на ту страну, где этот государь находился в данный момент. В силу ИНТЕРДИКТА в стране прекращалось или резко сокращалось богослужение, деятельность церкви замирала, и это создавало удобную почву для распространения ЕРЕСИ.

   Но основной предпосылкой возникновения ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ является развитие в Западной Европе антифеодальных элементов, стоявшее в тесной связи с развитием городов, торговли с увеличением численности так называемого городского плебса, городских социальных низов и ростом их участия в общественной и политической жизни. ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ наиболее широко распространяются в странах, которые раньше других выдвинулись на передовые позиции в смысле подъема их экономики и всей материальной культуры, - в северной Италии, южной Франции, частично южной Германии. Города в этих странах сделались главным очагом ЕРЕСИ, воздействуя и на окружающее крестьянское население. Отмечаемые в этой связи Энгельсом "открытые восстания крестьян" нередко получали из городов готовую форму ЕРЕТИЧЕСКОЙ идеологии и даже вожаков восстания. Так было, например, с восстанием крестьян на севере Италии, возглавленным ЕРЕТИКОМ Дольчино (1302-1307 гг.).

   Наряду с революционным типом ЕРЕСИ Энгельс отмечает еще две разновидности ЕРЕТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ЕРЕСЬ как "выражение реакции патриархальных альпийских пастухов против проникающего к ним феодализма (вальденсы)"2 и бюргерскую ЕРЕСЬ, т. е. оппозицию городских верхов против богатого духовенства, требование бюргерством "дешевой церкви", подобно тому как буржуазия позже требовала "дешевого правительства" 3 .

   Следует, однако, иметь в виду, что даже ЕРЕСИ революционного типа не во всех отношениях были явлением прогрессивным. Поскольку свой основной удар они направляли против церкви, против церковной догмы, они нередко отвлекали внимание масс от прямых задач борьбы. Идеологи ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ, ересиархи XI-XIV вв., далеко не всегда звали массы к открытому восстанию, чаще проповедуя мученичество и непротивление злу. Таким образом, следует учитывать двойственную природу ЕРЕСИ даже наиболее радикального толка. Являясь религиозной формой идеологии масс, они по своей природе реакционны, но по объективным результатам вызываемого ими движения, поскольку они усиливали протест масс против господствующего класса и его церковной и государственной организации, ЕРЕСИ заключают в себе прогрессивные и революционные черты.

1          Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 128

2          Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 129

3          Там же.

Список материалов сайта