Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Реформация в Германии

ПОИСК ПО САЙТУ

Мюнцер

Томас Мюнцер

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

   О происхождении Томаса Мюнцера известно очень мало. Трудно установить даже точный год его рождения (между 1490 и 1493 гг.). На борьбу с католической церковью он выступил прежде Лютера. Будучи преподавателем латинской школы в Галле, Томас Мюнцер организовал там тайный союз против магдебургского архиепископа, направленный против церковных порядков вообще. Проповедь Мюнцера носила резкий характер и с самого начала была связана с борьбой масс против богатых. Между. 1515 и 1520 гг. Томас Мюнцер, спасаясь от репрессий, часто менял свое местожительство. В 1520 г. он переселился в город Цвиккау и выбрал для своих проповедей ту церковь, в которой собирались подмастерья из анабаптистской секты, руководимой Шторхом.

Томас Мюнцер подчинил этих анабаптистов своему влиянию. Цвиккауские анабаптисты участвуют теперь в подготовленном мюнцеровской агитацией восстании против совета города. В результате репрессий Мюнцер должен был уйти из Цвиккау, а наиболее энергичные из его последователей рассеялись по всей Германии. С 1522 г. Мюнцер живет в Альштедте (Тюрингия) близ мансфельдских рудников и пользуется большим уважением со стороны горняков. В 1524 г. под влиянием проповеди Мюнцера против икон толпа разрушила находившуюся близ Альштедта часовню. Курфюрст издал против Мюнцера приказ об аресте, но приказ не мог быть выполнен потому, что горнорабочие со всего района собрались с кирками в руках проверить, "не грозит ли какая-либо опасность магистру". Когда же саксонские князья приказали привести к ним Мюнцера, то он произнес перед ними речь, полную резких нападок на князей и господ: "Ах, господа, как славно господь нацелился клюкой в старые горшки!.."

   В заключение Томас Мюнцер призывал к уничтожению "безбожных правителей", под которыми он понимает князей, поддерживающих эксплуататоров. Затем Мюнцер опубликовал революционное сочинение "Разоблачение ложной веры", которое содержит призыв к свержению князей, к передаче права суда "униженным и простым людям". Свое возмущение против властей Томас Мюнцер мотивирует здесь тем, что они помогают угнетать народ. Богачам, "злодеям, жадным до ростовщичества", он открыто грозит народным возмущением. Нетрудно видеть, что для Мюнцера религиозная проповедь и цитаты из библии - лишь внешняя форма для пропаганды социального переворота путем восстания бедных против богатых. Мюнцер нападает на "кума-тихохода" и "сытно живущую плоть виттенбергскую", т. е. на Лютера, за то, что у него вера сочетается с сохранением богатства. "Он воображает, что может проводить свои хитрости, сохранить свою роскошь и богатство и все-таки обладать истинной верой".

   В лице Лютера и Мюнцера выступают, таким образом, перед нами идеологи двух противоположных классов. "Лютер и Мюнцер, - пишет Энгельс, - своими доктринами, характерами и выступлениями являются полными воплощениями своих партий"1. Мы видим, что их понимание религии и светской власти диаметрально противоположно. Лютер, идеолог бюргерской реформы, подчиняет свою новую веру и церковь авторитету светской власти и мало-помалу становится, по выражению Маркса, "княжеским холопом". Это та форма, в которой бюргерство идет на сделку с существующим строем, выступая только против церковного феодализма. Для Мюнцера же религиозная идея заключается в полной свободе, в отрицании всех существующих властей, в решительной борьбе со всем строем феодального общества. Поэтому он не только отвергает сделку с феодализмом, но отрицает всякое классовое общество и всякую эксплуатацию и, таким, образом, "в мечтах" предвосхищает будущее бесклассовое общество. Его "царство божие" - это коммунизм, предвосхищенный фантазией, поскольку еще не было предпосылок для коммунистического общества. Поэтому Энгельс так высоко ценил эти зародыши пролетарской идеологии и считал, что по своему теоретическому багажу Томас Мюнцер не уступает многим коммунистическим сектам 1848 г.

   Итак, религиозная проповедь Мюнцера была лишь оболочкой для пропаганды социального переворота, полного упразднения эксплуатации и уничтожения эксплуататоров. При этом Мюнцер как плебейский революционер последователен до конца. Он отвергает лютеровское превознесение "внешнего" слова библии (Schrift) и выдвигает вместо этого идею "внутреннего слова", т. е, откровения бога каждому человеку, которое проявляется в его разуме. "Вера (для Мюнцера), -говорит Энгельс, - есть не что иное, как пробуждение разума в человеке, и потому иметь веру могли и язычника"2, Энгельс поэтому заключает, что "религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму"3. Крестьянско-плебейский лагерь получил своего вождя и свою программу. Наступало время действий. Первыми поднялись рыцари.

1          Маркс и Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 132.

2          Там же, стр. 138

3        Там же, стр. 138

Список материалов сайта