Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Торговля

Торговля в ХIII-XIV вв

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Со времени крестовых походов европейская торговля сделала большие успехи. В изучаемый нами период имелись два основных района этой торговли. Один из них - Средиземное море - связывал западноевропейские страны с Востоком. С Востока, главным образом, ввозились предметы роскоши и пряности, в частности перец, на которые был большой спрос в Европе. Европейские торговцы со своей стороны, отправляясь на Восток, везли с собой уже не только сырье, но и некоторые предметы европейской индустрии, в частности сукно. В этой торговле главную роль играли венецианцы, генуэзцы, пизанцы, а также купцы южной Франции и Каталонии. Другой основной район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь центром являлась Фландрия - важнейший промышленный и торговый район севера, среди городов которой на первое место в XIV в. выдвинулся Брюгге.

 

   В северной торговле принимали участие все страны, расположенные вокруг Северного и Балтийского морей, - северо-западная Русь, Скандинавия, Дания, северная Германия, Нидерланды и Англия. Здесь торговля носила несколько иной характер, чем в Средиземном море, и велась, главным образом, предметами широкого потребления, прежде всего зерном, рыбой, солью, пенькой, лесом, смолой, всякого рода товарами, необходимыми для кораблестроения.

   Между этими двумя основными морскими районами лежал ряд соединительных путей. Огромную роль приобрели альпийские горные проходы, через которые велась торговля Италии со Средней, и через нее с Северной Европой. Было три главнейших прохода: западный проход, Сен-Бернар, выводил в долину Роны и на путь во Францию; на востоке Бреннер выводил к речной системе Дуная; через Бреннер шла преимущественно венецианская торговля.

   С XIII в. выдвинулся на первое место третий проход, находящийся посредине между ними, Сен-Готардский, выводивший на важнейшую речную артерию Западной Европы, на Рейн. Менаду обоими районами поддерживалась связь и морским путем. Венецианцы и генуэзцы ездили со своими товарами в Брюгге через Гибралтар. Этим же путем поддерживалась связь с Англией, поставлявшей шерсть для флорентийской промышленности.

   В XII и XIII вв. важнейшим центром торговли в Европе было графство Шампань, находившееся во Франции, но почти независимое от французского короля. Это графство было расположено очень выгодно - на месте встречи главных торговых магистралей, соединявших средиземноморский и северный районы торговли, поблизости от Фландрии, между Германией и Францией. В Шампани встречались купцы из разных стран Европы. Итальянские купцы доставляли на эти ярмарки восточные товары, предметы роскоши, купцы из Фландрии и Брабанта привозили сукно, немецкие торговцы ввозили из Германии льняные изделия, меха. Сюда ездили также купцы из Англии в Каталонии. Шампанские ярмарки отличались от других тем, что они длились почти круглый год. Там совершались крупные сделки и производились торговые расчеты по кредитным обязательствам. С переходом Шампани в руки французских королей шампанские ярмарки начали утрачивать прежнее значение. Падение их было вызвано также развитием мореплавания, связавшего Фландрию со странами Западной и Южной Европы морским путем. Окончательно шампанские ярмарки были подорваны Столетней войной между Францией и Англией (1337- 1453 гг.). Торговля в Европе в это время все еще была делом сложным и опасным. Купцам, приходилось во время своих торговых путешествий сталкиваться со всякого рода трудностями и на суше и на море. На море их подстерегали пираты. Сухопутная торговля тоже страдала от постоянных разбоев и к тому же была затруднена плохим состоянием дорог, большей частью старых, проведенных еще римлянами. Они не ремонтировались и делались все хуже. На дорогах купцов подстерегали феодалы. Владения каждого сеньера были ограждены таможенными заставами, где сборщики требовали от купцов уплаты торговых пошлин. На каждом мосту взимались с купцов новые поборы. Феодалы иногда устраивала мосты на сухом месте, чтобы брать мостовые пошлины, протягивали канаты через реку, не пропуская купеческие суда без уплаты пошлины.

   Города также ставили чужим купцам всевозможные препятствия. Помимо уплаты больших пошлин они должны были обязательно выставлять для продажи провозимые товары. Им разрешалась при этом только оптовая продажа, так как право розничной торговли принадлежало местным купцам.

   Купцам приходилось отправляться в свои торговые походы большими отрядами, с вооруженной стражей, которая охраняла их от всяких опасностей. Купеческие корабли были вооружены.

   Борьба с феодальными сеньерами и условия средневековой торговли заставляли купцов объединяться в особые организации, гильдии, или ганзы. Иногда ганзы отдельных городов объединялись в союзы для охраны своих торговых привилегий. В XIII в. купцы фландрских городов с купечеством Брюгге во главе объединились в ганзу для торговли с Англией. В XIV в. сложилась знаменитая Северонемецкая ганза.

 

 

Список материалов сайта