Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

развитие ЕРЕТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

Социальные основы средневековой ереси

Рейтинг:   / 10

   В течение всего рассматриваемого периода феодальной церкви и государству приходилось вести упорную борьбу с оппозиционными и революционными движениями угнетенных масс. Эти движения обычно выступали в форме ЕРЕСЕЙ (от греческого слова airesis - секта). ЕРЕСЬ, по формальному признаку, поскольку она направлена против определенной церковной догмы, является движением религиозным и принадлежит к истории церкви. По существу, однако, ересь представляет собой протест не только против господствующей церкви, но и против всего существующего строя.

Подробнее: Социальные основы средневековой ереси

Катары

Рейтинг:   / 1

Катары

   Наиболее распространенной формой ЕРЕСИ в Западной Европе XI-XIII вв. было КАТАРСТВО.  КАТАРЫ были известны в различных странах под самыми различными наименованиями. На юге Франции они назывались альбигойцами, по городу Альби, который Являлся их центром. В Ломбардии, в частности в Милане, они выступали иногда под названием гумилиатов (от humilis - низкий, униженный), иногда под названием патаров, патаренов (оборванцы). В Германии они назывались Ketser, и то обстоятельство, что это слово по-немецки означает вообще еретик, указывает па значение катарства как наиболее распространенной ереси.

Подробнее: Катары

Догматика катаров

Рейтинг:   / 2

   КАТАРЫ признавали весь окружающий мир миром зла, темноты. Эта точка зрения вполне соответствует мировоззрению угнетенных масс на той стадии развития, когда эти массы еще не в состоянии превратить свой глухой протест против существующих порядков в открытое революционное выступление. Враждебное отношение масс к существующему строю находит, таким образом, выражение в форме вражды ко всему миру, к природе. Всякая материя, тело, плотские увлечения и т. п. являются для КАТАРОВ проявлением мирового зла. Только смерть освобождает душу из плотской тюрьмы-тела, - в которую она заключена, и позволяет этой душе воссоединиться с богом.

Подробнее: Догматика катаров

Организация катарской церкви

Рейтинг:   / 1

Если бы все КАТАРЫ жили согласно этому учению, сама ЕРЕСЬ скоро исчезла бы. Но КАТАРСТВО нашло такие организационные формы, которые позволяли ему не только сохраняться, но и расти и находить широкую поддержку среди масс. У КАТАРОВ почти с самого начала возникает деление на две группы: количественно ничтожную категорию совершенных (perfecti), которые в течение земной жизни осуществляют все идеалы КАТАРСТВА, являются "святыми", "мучениками" и проповедниками учения, и массу простых верующих (credentes), которые живут, приспособляясь к окружающей обстановке, и скрывают свою принадлежность к ЕРЕСИ. Первые являются абсолютно "чистыми" в течение всей жизни, вторые обеспечивают себе верный путь к спасению, получая перед смертью "утешение".

Подробнее: Организация катарской церкви

Распространение катарства

Рейтинг:   / 1

    КАТАРСКАЯ ЕРЕСЬ распространилась, как уже было указано, в Ломбардии и южной Франции, откуда она совершает победное шествие до самых Пиренеев, проникает в северную Францию, южную Германию и при помощи различных ответвлений доходит даже до восточных областей - Бранденбурга и Пруссии. Благодаря торговым связям северной Германии и Франции с Англией КАТАРСКАЯ ЕРЕСЬ была занесена и в эту страну. Вообще нужно отметить, что торговые пути и ярмарки являлись основными путями и очагами распространения ереси. Всюду, где скоплялась народная масса, немедленно начиналась проповедь КАТАРСТВА, проходившая с большим успехом, особенно в тот период, когда силы церкви были частично дезорганизованы борьбой папства с империей и неудачами крестовых походов.

Вальденцы

Рейтинг:   / 2

   Другим типом ереси, также получившей широкое распространение в XIII в., была ересь вальденцев, или лионских бедняков.

   Эта ересь возникла в результате деятельности лионского купца Петра Вальда, который в 1173 г. роздал бедным свои богатства и начал проповедь бедности и покаяния. Босой, в простой одежде — одежде апостолов, как ее в то время себе представляли, — он бродил по дорогам и городам, привлекая к себе учеников. Так образуется община проповедников, «апостолов», которая вначале ни своим учением, ни поведением не производила впечатления враждебной по отношению к церкви. Однако когда в движение вальденцев вовлекаются бедняцкие массы Лиона и других городов, то уже в силу своей исключительной популярности оно начало приобретать опасный для церкви характер. Лионский епископ запретил Вальду и его приверженцам проповедь; они апеллировали к папе, который отменил решение епископа, но поставил проповедническую деятельность вальденцев в зависимость от доброй воли духовенства тех мест, где они будут находиться. «Лионские бедняки» не подчинились и этому решению, и в конце XII в. Папа Люций III отлучил их от церкви.

    С точки зрения интересов самой церкви это было крупной тактической ошибкой. Отлучение бросило реакционное по своей сущности вальденство в лагерь оппозиции.

Развитие вальденскои ереси

Рейтинг:   / 1

   Буржуазные авторы объясняют успех ВАЛЬДЕНЦЕВ и других сект стремлением городских масс к мистике, к таинственному общению с богом и неспособностью официальной церкви удовлетворить эту жажду мистики. Конечно, такое объяснение ничего не стоит, ибо немедленно возникает вопрос - чем же вызывалось тяготение к мистике? Единственное правильное объяснение, которое дает этому явлению марксистская наука, заключается в том, что враждебность масс к угнетательскому феодальному строю при полном их бессилии изменить этот строй облекалась в учение о греховности мира и собственности. Раз собственность нельзя распределить таким образом, чтобы удовлетворить всех, нужно отказаться от всякой собственности; раз бедность неизбежна, она провозглашается необходимым условием спасения души. Излишне подчеркивать, что эта система взглядов в качестве реакции против гнета и неравенства была возможна только в условиях феодального способа производства с его относительно низкой техникой и слабой производительностью труда.

Подробнее: Развитие вальденскои ереси

Францисканство

Рейтинг:   / 3

ФРАНЦИСКАНЦЫ на первых порах почти ничем не отличались от вальденцев; между тем их судьбы были совершенно различны. В то время как вальденство было предано анафеме и сделалось объектом жесточайших преследований, ФРАНЦИСКАНЦЫ оказались в конечном итоге не в лагере угнетенных, а в лагере угнетателей и сделались сами орудием преследования и уничтожения еретиков. Петр Вальд погиб в безвестности, а основатель ФРАНЦИСКАНСТВА, Франциск из Ассизи, был провозглашен церковью святым. Вальденцев беспощадно искореняли огнем и мечом, не щадя их жен и детей, - ФРАНЦИСКАНЦЫ превратились в богатейшую и влиятельнейшую монашескую организацию.

Подробнее: Францисканство

Первоначальный характер францисканства и его эволюция

Рейтинг:   / 1

   Подобно еретикам, Франциск из Ассизи не имел в виду создания монашеской организации, которая жила бы подаянием. Он требовал, чтобы его приверженцы ("минориты" - меньшие братья) трудились и содержали себя трудом рук своих. Таким образом возникла своеобразная община трудящихся, которая занималась проповедью покаяния и спасения души путем отказа от богатства. В деятельности этой общины не было явно враждебных церкви тенденций, но они могли проявиться позже. Папа Иннокентий III проявил большую проницательность, когда в 1209 г. решил взять миноритов под свое особое покровительство. Результатом этого покровительства со стороны церкви явилась быстрая эволюция общины в сторону ее превращения в монашеский орден. Сопоставляя последовательно утверждавшиеся уставы, которые действовали среди францисканского братства, можно наглядно проследить эту эволюцию.

Подробнее: Первоначальный характер францисканства и его эволюция

Организация Францисканского ордена

Рейтинг:   / 1

   Согласно этому уставу, францисканское братство окончательно организуется по иерархическому принципу. Во главе его стоит генерал, или генеральный министр, избираемый высшими должностными лицами ордена. К 1264 г. орден насчитывал 1 100 монастырей в различных странах Европы. Вся эта масса монастырей была разбита между 32 округами носившими название провинций. Во главе каждой из них стоял провинциальный министр. Каждый из этих округов в свою очередь распадался на несколько групп монастырей, возглавляемых кустодами, или стражами. Это - третье звено францисканской иерархии. Далее идут настоятели каждого отдельного монастыря - гвардианы, простые члены ордена - братья, наконец, новиции, или послушники, т. е. вновь вступившие в орден монахи, проходящие испытание до окончательного их принятия.

Подробнее: Организация Францисканского ордена

Раскол в ордене францисканцев

Рейтинг:   / 1

   Спиритуалы учили, что бедность является непременным условием спасения; что папа, владеющий богатствами, уклонился от пути, указанного Христом и апостолами; что вся римская церковь, погрязшая в роскоши и разврате, нуждается в радикальном преобразовании. Спиритуалы, которых в Италии называли фратичелли (братцами), а во Франции бегинами, заняли настолько враждебную позицию по отношению к папству, что папа Иоанн XXII (1316-1333 гг.) объявил их еретиками и подверг преследованиям. Спиритуалов начали сжигать на кострах как еретиков или присуждать к пожизненному заключению.

Подробнее: Раскол в ордене францисканцев

Доминиканцы

Рейтинг:   / 2

   Другим "нищенствующим" орденом, несколько иного происхождения и характера, был основанный почти одновременно с Францисканским -  орден ДОМИНИКАНЦЕВ, или братьев-проповедников. Главной задачей и сферой деятельности ДОМИНИКАНЦЕВ была проповедь против еретиков.

Основатель ордена, Доминик Гусман, по происхождению испанский дворянин, в 1207-1208 гг. оказался вместе с одним из испанских епископов в южной Франции, где тогда шло кровавое подавление альбигойской ереси. Для феодалов северной Франции во главе с Симоном де Монфором было важно не только завладеть богатствами еретиков, не только захватить земли и города на юге Франции, но и выкорчевать ересь.

Подробнее: Доминиканцы

Инквизиция

Рейтинг:   / 1

   ИНКВИЗИЦИЯ (от латинского inquisitio - расследование) в скрытой форме давно существовала в церкви. Еще со времен "блаженного" Августина церковь проявляла резкую нетерпимость по отношению ко всякому уклонению от признанной догмы. Однако преследование еретиков, разоблачение их "лжеучений" было сосредоточено в руках епископов. В эпоху развитого феодализма и "обмирщения" церкви епископы, целиком поглощенные своими светскими интересами, очень мало внимания уделяли ересям. Их больше заботило сохранение доходов, а не спасение верующих от заблуждений. Притом они в большинстве случаев были совершенно беспомощны в области теоретической. Поэтому, когда ереси начинают подкапываться под самые основы церкви и угрожать самому ее существованию, возникает потребность в создании особых органов для расследования дел о еретиках. В конце XII в. появляются с этой целью при епископах специальные комиссии, получившие название ИНКВИЗИТОРСКИХ.

Роль доминиканцев в развитии инквизиции

Рейтинг:   / 1

   Однако эти органы ИНКВИЗИЦИИ, учрежденные папой Люцием III на Веронском соборе и получившие дальнейшее развитие при Иннокентии III (решение Латеранского собора 1208-1209 гг.), продолжали состоять при епископах и потому плохо справлялись со своей задачей. Вот почему папство, заметившее в ДОМИНИКАНЦАХ особое усердие в борьбе с еретиками, передает ИНКВИЗИЦИЮ в их руки, подчиняя орден непосредственно себе и сделав его независимым от епископов. ДОМИНИКАНЦЫ получают крупные земельные пожалования, освобождаются от контроля местных духовных властей, наделяются различными привилегиями. С целью создать им особое положение и популярность в массах папство предоставляет им (как и францисканцам) право совершать религиозные обряды всюду, даже в местах, на которые папой наложен интердикт. В результате ДОМИНИКАНЦЫ становятся влиятельными проповедниками, "наставниками душ", и нередко оттесняют на задний план местное духовенство. Впоследствии оказывались и среди ДОМИНИКАНЦЕВ люди, обращавшие оружие своего влияния против самого папства, как, например, знаменитый ДОМИНИКАНЕЦ Савонарола в конце XV в. Но в XIII-XIV вв. этот орден был верной опорой папства и самым страшным врагом еретиков.

   С 30-х годов XIII в. ИНКВИЗИЦИЯ переходит целиком в их руки, и с того времени ее деятельность приобретает особый размах.

Методы действия инквизиции

Рейтинг:   / 1

   Церковь называла ИНКВИЗИЦИЮ Sanctum officium - священной службой, священной организацией. Перед ИНКВИЗИТОРАМИ была поставлена задача выискивать еретиков, поощрять доносы, производить допрос с применением пыток в инквизиционных застенках, предавать еретиков суду и по изобличении их в ереси отдавать для расправы в руки светской власти. Церковь лицемерно заявляла, что не допускает пролития крови, поэтому еретиков казнили путем удушения и сожжения на костре.

Подробнее: Методы действия инквизиции

Результаты борьбы инквизиции с ересями

Рейтинг:   / 1

Это обстоятельство способствовало, между прочим, резкому упадку экономической жизни и деловых связей в областях, где свирепствовал инквизиционный террор. Кредитные сделки становились невозможными там, где всякий мог опасаться, что его должник будет привлечен к суду инквизиции и имущество его будет конфисковано.

   При розыске и ведении дел о еретиках инквизиторы-доминиканцы выработали целую систему правил. Имя доносчика хранилось в строгой тайне. Донос поощрялся выдачей доносчику части конфискованного имущества. Были составлены специальные руководства по ведению допроса. Так как еретики обычно упорно запирались в принадлежности к ереси, то придуманы были тончайшие ухищрения, чтобы вырвать признание у привлекаемого к суду инквизиции. Наряду с допросом широко применялись пытки, в изобретении которых инквизиторы быстро достигли большой утонченности.

Подробнее: Результаты борьбы инквизиции с ересями

Сотрудничество церкви и феодального государства в искоренении еретиков

Рейтинг:   / 1

Конечно, в отношении беспощадного искоренения ересей церковь получала всемерную поддержку со стороны светской власти. Церковь была важнейшим столпом феодального строя, единственной формой идеологического, духовного порабощения масс, обеспечивавшей порабощение социальное и экономическое. Ущерб, наносимый церкви, являлся ударом и по феодализму в целом. Притом ереси были направлены не только против церкви, но и против государства. Недаром, как уже отмечалось, враг папства Фридрих II Гогенштауфен между 1220 и 1249 гг. издает ряд жестоких законов против еретиков.

Подробнее: Сотрудничество церкви и феодального государства в искоренении еретиков

Список используемой литературы

Рейтинг:   / 1

I. Учебник. История средних веков, ОРГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1941, под редакцией А.Д. Удальцова, Е.А. Косминского, О.Л. Вайнштейна.

 

II.         Классика марксизма. Энгельс, Людвиг Фейербах, Соч., т. XIV. - Энгельс, Юридический социализм, Соч., т. XVI, ч. I. - Энгельс, Крестьянская война в Германии, Соч., т. VIII.

 

Подробнее: Список используемой литературы

Список материалов сайта