Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Ульрих Цвингли

Цвингли

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

   Наиболее ярким представителем ее был Ульрих Цвингли. Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.) родился в семье крестьянина альпийского села Вильдгауза, где его отец был амманом (старостой). Из Цвингли хотели сделать священника, и он с жаром отдался занятиям, впитывая в себя гуманистическую премудрость. Учился "он в Венском университете при Цельтисе, известном тогда гуманисте, и по окончании университета преподавал латинский язык в Базеле. Он стал известен как гуманист и знаток древности раньше, чем сделался реформатором.

 

   Став священником в Гларусе (1506 г.), Цвингли в качестве полкового священника был свидетелем битвы при Мариньяно (1515 г.) и мог убедиться в развращающем влиянии чужеземного золота, которым покупались швейцарские наемники. Он скоро стал ярым противником французской партии и в 1516 г. принужден был удалиться в Эйнзидельн, швейцарский центр продажи папских индульгенций. Здесь впервые он начинает высказывать реформационные идеи. "Евангелие... я начал проповедовать в 1516 г., когда еще ни один человек в нашей местности не слыхал даже имени Лютера",- писал он впоследствии. В действительности если не идеи, то решительность Лютера оказала на Цвингли большое влияние. В течение долгого времени Цвингли не порывал с католической церковью, хотя и допускал чем дальше, тем все большую свободу толкования писания. Даже перебравшись в Цюрих, где он получил место каноника (1518 г.), он все еще был далек от той смелости, с какой в это время выступал Лютер. Пребывание в Цюрихе, в городе, который проводил резко оппозиционную линию против Франции, окончательно определило политическую направленность реформации Цвингли. По его настоянию цюрихские власти запретили продажу индульгенций. В 1522 г. Цвингли выступил против постов и безбрачия духовенства и встретил полную поддержку в городском совете, который постановил объявить Цюрих независимым от констанцского епископа. С 1523 г. начинается секуляризация монастырских имуществ, а в 1524 г. происходит отмена мессы, почитания икон и святых, введение причастия под обоими видами и принимается учение о причастии, как об акте, который совершается лишь в воспоминание о тайной вечере и не имеет в себе магической силы (благодати), приписываемой ему католическим учением.

Реформация Цвингли

   Особенностью реформации Цвингли было то, что вся реформа проходила под надзором и при деятельном участии городских властей. Отсюда "единообразие" культа и его принудительность для всех граждан. Церковь и государство - город сливались здесь воедино. Административные распоряжения городских властей носили религиозную окраску, а религиозные предписания мало чем отличались от полицейских распоряжений. "Иметь иконы в своем доме или есть по постным дням рыбу, а не мясо, стало небезопасным", - говорит один историк цвинглианской реформации. И это вполне понятно. В ограниченной жизни маленького швейцарского кантона церковная община, образующаяся согласно новым понятиям о церкви, тотчас же совпадает с общиной как учреждением политическим. Буржуазный характер всей реформы особенно ярко выступил наружу после крестьянской войны 1525 г. в Германии, когда Цвингли порвал связь с анабаптистами и начал их преследовать. Отмежевавшись, таким образом, от крайних элементов, Цвингли с тем большей силой почувствовал необходимость поставить свою реформацию под покровительство городских властей и признать магистрат высшим церковным органом, подчеркивая в своих дальнейших сочинениях божественное призвание власти и ослабляя учение о праве сопротивления ей. Но он все же остался до конца республиканцем, относившимся ко всем князьям и государям, как к тиранам, и этот республиканизм Цвингли нашел отражение и в его догматических положениях. Когда в 1529 г. некоторые лютеранские князья подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения союза против угрожавшего протестантизму императора Карла V, то эта попытка кончилась неудачей. Княжеская реформация Лютера оказалась так же трудно соединимой с буржуазно-республиканской реформацией Цвингли, как трудно было примирить городскую республику с развивающимся княжеским абсолютизмом. Лютер во время переговоров с Цвингли прямо заявил: "Ваш дух и наш дух не согласны между собой". Когда же Цвингли со слезами на глазах умолял Лютера иметь по крайней мере братскую любовь друг к другу, Лютер ответил, что такой любовью бог заповедал любить и врагов своих. Вопрос шел не только о примирении догматов, но и о политическом союзе, который, таким образом, не состоялся.

   Буржуазный характер цвинглианской реформации ни в чем не проявился с такой силой, как в стремлении к опрощению культа, в приближении к идеалу "дешевой церкви". Простота и суровость культа, "очищение" церкви от всего "идолослужебного", всего, напоминающего пышность католического богослужения,-такова внешность этой новой церкви. Ветхозаветной нетерпимостью, но вместе с тем и ветхозаветной силой было проникнуто это маленькое "царство божие", пророком которого был простой священник главного собора. Цвинглианская реформация стала постепенно распространяться и по другим кантонам Швейцарии. Особенно важное значение имело присоединение богатого Берна, где введение реформации сопровождалось изгнанием из совета аристократии и приближением политического строя Берна к более демократическим цюрихским порядкам (1528 г.). Союз этих двух городов заставил ряд колеблющихся до сего времени кантонов окончательно примкнуть к реформации (Сен-Галлен, Гларус, Шаффгаузен, Базель). За ними потянулись и близлежащие немецкие города (Мюльгаузен в Эльзасе, Роттвейль, Страсбург), в которых швейцарские реформационные идеи распространялись вместе с симпатиями к швейцарским политическим порядкам. Ободренный этими успехами, Цвингли готов был приступить к осуществлению смелого плана объединения Швейцарии в федерацию буржуазных республик под гегемонией Цюриха и Берна. Но тут он встретил решительную оппозицию как со стороны старых католических кантонов, составлявших некогда ядро швейцарского союза (Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Цуг), главных поставщиков человеческого материала для наемных армий Западной Европы, так и со стороны аристократически-патрицианских кругов Цюриха и Берна. О Цвингли стали распространяться слухи, как о человеке, который хочет захватить власть и править неограниченно. Недовольны были даже союзники Цюриха - бернцы, которым казался чрезмерным план Цвингли: создать в федерации центральное правительство и представительство от кантонов в соответствии с количеством жителей. Это было равносильно подчинению старых крестьянских патриархальных кантонов Швейцарии городским республикам. Отношения чем дальше, тем все более ухудшались. Уже в 1525 г. Цвингли создал "совет на случай борьбы с "пятиградьем" (т. е. с пятью - лесными кантонами). В 1531 г. дело дошло и до открытой войны между Цюрихом и пятью лесными кантонами. Эта война застала Цюрих неподготовленным. В битве при Каппеле 11 октября 1531 г. армия Цюриха была разбита, и сам Цвингли пал в бою. Результатом этого было расторжение союза евангелических кантонов, восстановление старого союза и равноправия религий.

Список материалов сайта