Самые популярные статьи сайта

 

Поделитесь статьёй с друзьями

Путь на сайте

Византия VI-XI вв., и южные славяне

ПОИСК ПО САЙТУ

Византийская культура

Византийская культура

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.

 

   Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов—Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, — представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом — грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.

   Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.

   Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой — непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли — Афинская высшая школа — существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.

   В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» — обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. — обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.

   В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.

Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.

Своеобразным памятником византийской культуры -  литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.

Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.

   В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.

 

 

Список материалов сайта